• 10 мая, 2023
  • 146

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОСЧИТАЕТ УБЫТКИ В ОСАГО

Ефимова Ольга

Генеральный директор ООО «ДАТ-РУС»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОСЧИТАЕТ УБЫТКИ В ОСАГО

В 2025 году вступит в силу законодательство, регулирующее вопросы урегулирования убытков по ОСАГО онлайн. При том, что выбор формата заявления об убытке и получения возмещения останется за клиентом, страховые компании уже думают об использовании новых, современных и надежных цифровых технологий. О новых решениях и перспективах в этой сфере рассказывает генеральный директор ООО «ДАТ-РУС» Ольга Ефимова.

Ольга Ефимова

Ольга Ефимова
Генеральный директор ООО «ДАТ-РУС»

Современные страховые технологии: Ваша компания входит в международный холдинг. Как повлияли на работу эконо­мические санкции?

Ольга Ефимова: Недавно штаб-квартира холдинга DAT Group, в структуру кото­рой мы входим, собирала все филиалы на встречу в Стамбуле. Из-за пандемии в последний раз такая встреча состоялась в 2019 году, четыре года не виделись с кол­легами. До этого все обсуждения происхо­дили в формате онлайн.

Важно, что местом встречи Стамбул был выбран специально — чтобы российские представители смогли принять участие. Еще в апреле 2022 года совет директоров DAT Group принял решение сохранить бизнес в России. И все же, когда ехала — переживала, как нас встретят. Оказалось, напрасно — нас встретили очень тепло. Во время официальной части руководители холдинга подчеркнули, что рады видеть нас. Я была очень тронута, очень приятно было получить поддержку от коллег из дру­гих стран и в неофициальном общении.

ССТ: Что стало для вашей компании наиболее сложным в 2022 году?

О. Е.: Прошедший год принес немало сложностей на рынок авторемонта. Изме­нения произошли достаточно неожиданно и в таких масштабах, к которым мало кто был готов: цены на запчасти выросли поч­ти на 30 % — цифры в июньском справоч­нике РСА были космическими, логистика поставок усложнилась. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась: ажиотаж спадает, значительно сократился разрыв между рекомендованными и розничными ценами.

ССТ: Прямые договоры с автопроиз­водителями — преимущество вашей компании. Вы знали стоимость запчастей и объем ремонта для каждой марки и мо­дели автомобиля. Ситуация изменилась?

О. Е.: Все отношения и договоры с произ­водителями сохранились, но основной ак­цент сместился на автодилеров. Например, «Фольксваген Груп рус» (Volkswagen Group Rus) с октября прошлого года не предо­ставляет нам рекомендованные розничные цены. Чаще всего при урегулировании убытка страховщик договаривается с диле­ром об объеме ремонта и его стоимости.

В любом случае в своей работе страховая компания для оценки стоимости ремонта придерживается какого-то одного источни­ка информации. Пока это последняя редак­ция цен, выпущенных импортером автомо­билей. Дилеры сейчас берут за основу эту редакцию и модернизируют ее ежемесячно.

ССТ: Какие сервисы вы сейчас предо­ставляете страховщикам?

О. Е.: С точки зрения нашего классиче­ского продукта ничего не изменилось. Мы по-прежнему интегрируем в систему спра­вочник РСА по ОСАГО, как и рекомендо­ванные розничные цены от партнеров, ко­торые продолжают их предоставлять. Если данных от производителя нет, находим другие решения. Например, как в случае с «Фольксваген», используем последнюю редакцию цен импортера и в зависимости от договоренности страховщика и дилера выставляем соответствующие надбавки. Кроме того, у нас есть возможность подгру­жать и расценки, согласованные по догово­ру между страховщиком и дилером.

ССТ: Говорят, кризис — время возмож­ностей. Какие новые возможности вы го­товы предложить страховщикам?

О. Е.: Прежде всего — это апробирован­ная технология удаленного урегулирова­ния страховых случаев, которое с 1 января 2025 года будет введено законодательно. В условиях пандемии технологии работы он­лайн и искусственного интеллекта получили сильный толчок для развития. Многие стра­ховые компании, ориентированные на тех­нологичные решения, изучают варианты.

В качестве примера могу привести наш проект с одной из крупнейших страхо­вых компаний: она интегрировала в свое мобильное приложение решение нашей компании и сделала возможным зачисление выплаты по ОСАГО на счет клиента в тече­ние 10 минут с момента ДТП.

У большинства клиентов страховщика на телефоне есть мобильное приложение. В случае ДТП в этом приложении на мо­дели транспортного средства он отмечает полученные автомобилем повреждения, получает рекомендации приложения, в каких ракурсах необходимо сделать фото автомобиля. Все данные клиент отправляет в страховую компанию, где оценивают полу­ченную информацию, рассчитывают ущерб и через приложение сообщают возможную сумму компенсации по ОСАГО. Если клиент с выплатой согласен, он указывает номер своей банковской карты и тут же деньги бу­дут зачислены. Время для выполнения всей процедуры не превышает 10 минут.

Сервис мы запустили в конце января, сей­час проект на стадии расширенного пило­тирования. Объем решений, принимаемых страховщиком через приложение, состав­ляет около 3 % от общего числа заявленных убытков по ОСАГО, это несколько тысяч случаев в Москве и еще нескольких регио­нах. В пилотировании участвуют, вероятно, те клиенты, которым страховая компания полностью может доверять.

ССТ: А если клиент хочет прийти в офис компании, чтобы подать заявление об убытке?

О. Е.: Законодательство сохраняет добро­вольность выбора клиентом порядка урегу­лирования ущерба. Если по каким-то при­чинам клиент не хочет или не может воспользоваться мобильным приложением, он может обратиться непосредственно в страховую компанию.

Обязательное условие для использования сервиса — доступ к сети интернет. Но, как показал наш проект по передаче фотомате­риалов от клиентов, разработанный в пан­демию, проблемы с доступностью интерне­та возникают редко. Обычно люди находят какие-то точки доступа и отправляют весь необходимый материал.

Мы прорабатываем решение, которое автоматизирует отметки поврежденных деталей на графике в приложении: после фотофиксации сеть с искусственным интеллектом проанализирует повреждения и сама определит объем ремонтных воздействий.

ССТ: Были сложности при реализации проекта?

О. Е.: Самым сложным было настроить систему для автоматической идентифи­кации транспортного средства по VIN номеру. База данных производителя с расшифровкой по VIN делает функцию идентификации автоматической, если такой базы нет — выборку автомобилей нужно делать вручную. При неправильной идентификации транспортного сред­ства мы получаем некорректный расчет. В страховой компании не было стандарта занесения моделей автомобилей непосред­ственно в базу данных, а в нашем решении этот процесс стандартизирован. Мы много времени потратили на то, чтобы кроссиро­вать наши базы данных, сделать их иден­тичными.

ССТ: Есть ли в проекте ограничения по сумме выплаты?

О. Е.: Сейчас для ускоренной технологии определен лимит в 50 тыс. руб. В основ­ном это наружные легкие повреждения транспортного средства. Но именно таких убытков, как правило, более 80 %.

Мы готовим обновленную платформу SilverDAT на основе совершенно новой цифро- вой технологии, с полностью новым интерфейсом, оптими- зированными показателями по производительности и др. Хотим создать полностью кроссплатформенное реше- ние, подходящее для любого устройства — компьютера, планшета, смартфона — с полной кастомизацией под любые потребности клиента: страховую или лизинговую компанию, СТО и т. д.

Мы готовим обновленную платформу SilverDAT на основе совершенно новой цифро­вой технологии, с полностью новым интерфейсом, оптими­зированными показателями по производительности и др. Хотим создать полностью кроссплатформенное реше­ние, подходящее для любого устройства — компьютера, планшета, смартфона — с полной кастомизацией под любые потребности клиента: страховую или лизинговую компанию, СТО и т. д.

ССТ: Есть ли опасения, что мошенники смогут активно пользоваться этим серви­сом?

О. Е.: Предотвращение мошеннических действий — вопрос страховой компании. Когда она принимает на страхование транспортное средство или получает документы по убытку, сама устанавливает «красные флажки» при подозрении на мо­шенничество.

ССТ: Но страховая компания должна за 10 минут принять решение о выплате. Времени на экспертизу практически нет.

О. Е.: Какие-то другие фотографии, не от­носящиеся к данному страховому случаю, подложить сложно. Например, фотогра­фировать автомобиль можно только с того устройства, с которого заявляется страхо­вой случай, привязка геолокации необхо­дима и устройство, с которого проведена фотофиксация, это сделает. Поэтому при передаче фотоматериалов всегда сохра­няются все свойства файлов: геолокация, дата, время и др.

ССТ: Что в проекте вызывает особую гордость?

О. Е.: Нам прислали ролик с записью тестового использования приложения, каждого шага — от запуска приложения до получения выплаты на карту, все рабо­тает очень быстро, все показатели произ­водительности программы на высоте. Мы гордимся очень удобным интерфейсом: нет нагромождения кнопок, все очень понятно, легкий переход в режим фото. Две систе­мы — наша и страховая — удобно и быстро работают в интерфейсе мобильного ре­шения, очень дружественном к клиентам, с большим количеством подсказок.

Да, пока при принятии решения о выплате человек присутствует. Но я надеюсь, что следующим шагом станет внедрение искус­ственного интеллекта, когда решение о не­значительных убытках будет полностью автоматизировано. Думаю, об этом можно будет говорить, когда в период внедрения будет собрано достаточно статистики.

ССТ: Как вы планируете дальнейшее развитие проекта?

О. Е.: Технологии, подобные использован­ным в вышеупомянутом проекте, мы ре­ализовали ещё и в Литве, а в Европе они работают уже два года. Сейчас мы в стадии активного тестирования решения с рядом крупных страховщиков.

Кроме того, с рядом компаний прораба­тываем решение, которое автоматизирует отметки поврежденных деталей на графике в приложении: после фотофиксации сеть с искусственным интеллектом проанализи­рует повреждения и сама определит объем ремонтных воздействий. Сейчас объем повреждений выбирает клиент из пред­ложенного списка: царапина, вмятина, скол и др. На основании этого выбора происходит расчет калькуляции. Конечно, клиент может вольно или невольно оши­биться и вместо царапины указать вмятину. Статистика страховой компании говорит, что ошибок практически нет. В сервисе все довольно просто — клиент понимает, чего от него хотят.

ССТ: Какие планы стоят перед компани­ей в этом году?

О. Е.: Встреча с коллегами в Стамбуле вдохновила нас на новые разработки. Го­товим обновленную платформу SilverDAT на основе совершенно новой цифровой технологии, с полностью новым интерфей­сом, оптимизированными показателями по производительности и др. Хотим создать полностью кроссплатформенное решение, подходящее для любого устройства — ком­пьютера, планшета, смартфона — с полной кастомизацией под любые потребности клиента: страховую или лизинговую компа­нию, СТО и т. д.

Могу смело сказать, что наши конкуренты на текущий момент такими технологиями не обладают.

Похожие статьи

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО

За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн…

Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с января по ноябрь 2024 года в России было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО,…
В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата – рост

В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 539 рублей, что на 4,6%…