- 10 мая, 2023
- 139
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОСЧИТАЕТ УБЫТКИ В ОСАГО
В 2025 году вступит в силу законодательство, регулирующее вопросы урегулирования убытков по ОСАГО онлайн. При том, что выбор формата заявления об убытке и получения возмещения останется за клиентом, страховые компании уже думают об использовании новых, современных и надежных цифровых технологий. О новых решениях и перспективах в этой сфере рассказывает генеральный директор ООО «ДАТ-РУС» Ольга Ефимова.
Современные страховые технологии: Ваша компания входит в международный холдинг. Как повлияли на работу экономические санкции?
Ольга Ефимова: Недавно штаб-квартира холдинга DAT Group, в структуру которой мы входим, собирала все филиалы на встречу в Стамбуле. Из-за пандемии в последний раз такая встреча состоялась в 2019 году, четыре года не виделись с коллегами. До этого все обсуждения происходили в формате онлайн.
Важно, что местом встречи Стамбул был выбран специально — чтобы российские представители смогли принять участие. Еще в апреле 2022 года совет директоров DAT Group принял решение сохранить бизнес в России. И все же, когда ехала — переживала, как нас встретят. Оказалось, напрасно — нас встретили очень тепло. Во время официальной части руководители холдинга подчеркнули, что рады видеть нас. Я была очень тронута, очень приятно было получить поддержку от коллег из других стран и в неофициальном общении.
ССТ: Что стало для вашей компании наиболее сложным в 2022 году?
О. Е.: Прошедший год принес немало сложностей на рынок авторемонта. Изменения произошли достаточно неожиданно и в таких масштабах, к которым мало кто был готов: цены на запчасти выросли почти на 30 % — цифры в июньском справочнике РСА были космическими, логистика поставок усложнилась. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась: ажиотаж спадает, значительно сократился разрыв между рекомендованными и розничными ценами.
ССТ: Прямые договоры с автопроизводителями — преимущество вашей компании. Вы знали стоимость запчастей и объем ремонта для каждой марки и модели автомобиля. Ситуация изменилась?
О. Е.: Все отношения и договоры с производителями сохранились, но основной акцент сместился на автодилеров. Например, «Фольксваген Груп рус» (Volkswagen Group Rus) с октября прошлого года не предоставляет нам рекомендованные розничные цены. Чаще всего при урегулировании убытка страховщик договаривается с дилером об объеме ремонта и его стоимости.
В любом случае в своей работе страховая компания для оценки стоимости ремонта придерживается какого-то одного источника информации. Пока это последняя редакция цен, выпущенных импортером автомобилей. Дилеры сейчас берут за основу эту редакцию и модернизируют ее ежемесячно.
ССТ: Какие сервисы вы сейчас предоставляете страховщикам?
О. Е.: С точки зрения нашего классического продукта ничего не изменилось. Мы по-прежнему интегрируем в систему справочник РСА по ОСАГО, как и рекомендованные розничные цены от партнеров, которые продолжают их предоставлять. Если данных от производителя нет, находим другие решения. Например, как в случае с «Фольксваген», используем последнюю редакцию цен импортера и в зависимости от договоренности страховщика и дилера выставляем соответствующие надбавки. Кроме того, у нас есть возможность подгружать и расценки, согласованные по договору между страховщиком и дилером.
ССТ: Говорят, кризис — время возможностей. Какие новые возможности вы готовы предложить страховщикам?
О. Е.: Прежде всего — это апробированная технология удаленного урегулирования страховых случаев, которое с 1 января 2025 года будет введено законодательно. В условиях пандемии технологии работы онлайн и искусственного интеллекта получили сильный толчок для развития. Многие страховые компании, ориентированные на технологичные решения, изучают варианты.
В качестве примера могу привести наш проект с одной из крупнейших страховых компаний: она интегрировала в свое мобильное приложение решение нашей компании и сделала возможным зачисление выплаты по ОСАГО на счет клиента в течение 10 минут с момента ДТП.
У большинства клиентов страховщика на телефоне есть мобильное приложение. В случае ДТП в этом приложении на модели транспортного средства он отмечает полученные автомобилем повреждения, получает рекомендации приложения, в каких ракурсах необходимо сделать фото автомобиля. Все данные клиент отправляет в страховую компанию, где оценивают полученную информацию, рассчитывают ущерб и через приложение сообщают возможную сумму компенсации по ОСАГО. Если клиент с выплатой согласен, он указывает номер своей банковской карты и тут же деньги будут зачислены. Время для выполнения всей процедуры не превышает 10 минут.
Сервис мы запустили в конце января, сейчас проект на стадии расширенного пилотирования. Объем решений, принимаемых страховщиком через приложение, составляет около 3 % от общего числа заявленных убытков по ОСАГО, это несколько тысяч случаев в Москве и еще нескольких регионах. В пилотировании участвуют, вероятно, те клиенты, которым страховая компания полностью может доверять.
ССТ: А если клиент хочет прийти в офис компании, чтобы подать заявление об убытке?
О. Е.: Законодательство сохраняет добровольность выбора клиентом порядка урегулирования ущерба. Если по каким-то причинам клиент не хочет или не может воспользоваться мобильным приложением, он может обратиться непосредственно в страховую компанию.
Обязательное условие для использования сервиса — доступ к сети интернет. Но, как показал наш проект по передаче фотоматериалов от клиентов, разработанный в пандемию, проблемы с доступностью интернета возникают редко. Обычно люди находят какие-то точки доступа и отправляют весь необходимый материал.
Мы прорабатываем решение, которое автоматизирует отметки поврежденных деталей на графике в приложении: после фотофиксации сеть с искусственным интеллектом проанализирует повреждения и сама определит объем ремонтных воздействий.
ССТ: Были сложности при реализации проекта?
О. Е.: Самым сложным было настроить систему для автоматической идентификации транспортного средства по VIN номеру. База данных производителя с расшифровкой по VIN делает функцию идентификации автоматической, если такой базы нет — выборку автомобилей нужно делать вручную. При неправильной идентификации транспортного средства мы получаем некорректный расчет. В страховой компании не было стандарта занесения моделей автомобилей непосредственно в базу данных, а в нашем решении этот процесс стандартизирован. Мы много времени потратили на то, чтобы кроссировать наши базы данных, сделать их идентичными.
ССТ: Есть ли в проекте ограничения по сумме выплаты?
О. Е.: Сейчас для ускоренной технологии определен лимит в 50 тыс. руб. В основном это наружные легкие повреждения транспортного средства. Но именно таких убытков, как правило, более 80 %.
Мы готовим обновленную платформу SilverDAT на основе совершенно новой цифровой технологии, с полностью новым интерфейсом, оптимизированными показателями по производительности и др. Хотим создать полностью кроссплатформенное решение, подходящее для любого устройства — компьютера, планшета, смартфона — с полной кастомизацией под любые потребности клиента: страховую или лизинговую компанию, СТО и т. д.
ССТ: Есть ли опасения, что мошенники смогут активно пользоваться этим сервисом?
О. Е.: Предотвращение мошеннических действий — вопрос страховой компании. Когда она принимает на страхование транспортное средство или получает документы по убытку, сама устанавливает «красные флажки» при подозрении на мошенничество.
ССТ: Но страховая компания должна за 10 минут принять решение о выплате. Времени на экспертизу практически нет.
О. Е.: Какие-то другие фотографии, не относящиеся к данному страховому случаю, подложить сложно. Например, фотографировать автомобиль можно только с того устройства, с которого заявляется страховой случай, привязка геолокации необходима и устройство, с которого проведена фотофиксация, это сделает. Поэтому при передаче фотоматериалов всегда сохраняются все свойства файлов: геолокация, дата, время и др.
ССТ: Что в проекте вызывает особую гордость?
О. Е.: Нам прислали ролик с записью тестового использования приложения, каждого шага — от запуска приложения до получения выплаты на карту, все работает очень быстро, все показатели производительности программы на высоте. Мы гордимся очень удобным интерфейсом: нет нагромождения кнопок, все очень понятно, легкий переход в режим фото. Две системы — наша и страховая — удобно и быстро работают в интерфейсе мобильного решения, очень дружественном к клиентам, с большим количеством подсказок.
Да, пока при принятии решения о выплате человек присутствует. Но я надеюсь, что следующим шагом станет внедрение искусственного интеллекта, когда решение о незначительных убытках будет полностью автоматизировано. Думаю, об этом можно будет говорить, когда в период внедрения будет собрано достаточно статистики.
ССТ: Как вы планируете дальнейшее развитие проекта?
О. Е.: Технологии, подобные использованным в вышеупомянутом проекте, мы реализовали ещё и в Литве, а в Европе они работают уже два года. Сейчас мы в стадии активного тестирования решения с рядом крупных страховщиков.
Кроме того, с рядом компаний прорабатываем решение, которое автоматизирует отметки поврежденных деталей на графике в приложении: после фотофиксации сеть с искусственным интеллектом проанализирует повреждения и сама определит объем ремонтных воздействий. Сейчас объем повреждений выбирает клиент из предложенного списка: царапина, вмятина, скол и др. На основании этого выбора происходит расчет калькуляции. Конечно, клиент может вольно или невольно ошибиться и вместо царапины указать вмятину. Статистика страховой компании говорит, что ошибок практически нет. В сервисе все довольно просто — клиент понимает, чего от него хотят.
ССТ: Какие планы стоят перед компанией в этом году?
О. Е.: Встреча с коллегами в Стамбуле вдохновила нас на новые разработки. Готовим обновленную платформу SilverDAT на основе совершенно новой цифровой технологии, с полностью новым интерфейсом, оптимизированными показателями по производительности и др. Хотим создать полностью кроссплатформенное решение, подходящее для любого устройства — компьютера, планшета, смартфона — с полной кастомизацией под любые потребности клиента: страховую или лизинговую компанию, СТО и т. д.
Могу смело сказать, что наши конкуренты на текущий момент такими технологиями не обладают.