- 2 июля, 2020
- 151
Встреча представителей НССА и Администрации Президента России
Итогом встрече стал документ по проблемам деятельности страховых агентов, с предложениями по реформированию и поддержки страховых агентов за период прохождения карантина по коронавирусной инфекции и его последствий.
В документе на имя Президента Российской Федерации выделены основные проблемные направления по деятельности, по законодательству, по образованию и оказанию помощи из-за временной изоляции экономики на время карантина по коронавирусной инфекции.
Основные аспекты по помощи и поддержки института страховых агентов:
1. Устранить коллизию в Гражданском Кодексе Российской Федерации по агентированию. Необходимо убрать статью 1011 Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как договор агентирования является самостоятельным договором представительства и не может к нему применяться правила договора комиссии или поручения, которые тоже являются самостоятельными договорами представительства.
2. Устранить правовые коллизии в Законе об организации страхового дела. Изменить статью 8 Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1, так как там:
– смешаны функции агента и брокера; нет ограничений по деятельности страховщиков и их сотрудников в качестве страховых агентов, кроме лиц, занимающих должности в органах управления страховщика, его дочерних обществах и аффилированных лицах, чтобы устранить конфликт интересов и защитить конкуренцию;
– установить работу агента только по агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ);
– устранить правовые коллизии между Главой 51 ГК РФ и статьей 8 Закона об организации страхового дела;
– убрать договора гражданско-правового характера, как элемент подмены трудовых отношений на предпринимательские отношения, и как элемент правого нигилизма;
– легализовать понятие страховые посредники и изменить название статьи 8 «Страховые агенты и страховые брокеры» на «Страховые посредники» и внести понятийный блок – дать четкие определения посредникам;
– ввести третью группу страховых посредников – вспомогательные страховые посредники (комиссионеры), у которых оказание посреднических страховых услуг идет, как дополнительная или сопутствующая услуга;
– деятельность в качестве страховых агентов, как основной вид профессионально-предпринимательской деятельности;
– убрать физических лиц, без статуса индивидуального предпринимателя, из страховых агентов, тем самым привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (Гражданский, Налоговый и Трудовой Кодексы РФ) и устранить нормы права Советского Союза, которые были аннулированы в этом году;
– контроль за деятельностью страховых агентов передать профессиональному объединению страховых агентов;
– страховщики осуществляют контроль только в рамках договорных обязательств по агентскому договору;
– ведение Единого реестра страховых агентов передать профессиональному объединению страховых агентов;
– убрать ограничения по вознаграждению в обязательных видах страхования, так как это прерогатива Федеральных Законов об обязательных видах страхования (на практике, страховщиками эти ограничения игнорируются);
– устранить правовую коллизию по информированию по требованию страхователя об агентском вознаграждении, данная норма имеет право на существования, если страховой агент является, в том числе и платежным агентом (Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
3. Выделить самостоятельный код для страховых агентов в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), так как из-за законодательной путаницы код деятельности у агентов и у брокеров один и тот же – 66.22.
4. Выделить самоорганизацию, как новый вид саморегулирования, на базе Ассоциации Профессиональных Страховых Агентов, что будет гармонично выглядеть вкупе со саморегулируемой организацией страховых брокеров – Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров.
5. Создать и запустить Единый реестр страховых агентов Ассоциацией Профессиональных Страховых Агентов.
6. Дать поручение Минтруду России совместно с профессиональными объединениями страховых агентов создать и принять Профессиональный стандарт «Страховой агент», который послужит отправной точкой:
– для создания Федерального Государственного Образовательного Стандарта «Страховое агентирование»;
– для создания и запуска системы подготовки и переподготовки кадров для страхового агентирования;
– для системы аттестации и сертификации сотрудников страховых агентов;
– для создания профессиональных требований для получения аттестата агента страхового.
7. Создать и запустить систему допуска к профессионально-предпринимательской деятельности в качестве страхового агента: обучение – аттестация – реестр – работа.
8. Создать и принять Федеральный Закон о страховых посредниках совместно с ФАС России, с Минфином России, с Банком России, с Минэкономразвитием России.
9. Выделить в отдельную группу страховых посредников – вспомогательных страховых посредников: банки, лизинговые компании, автосалоны, туроператоры и турагентства, агентства недвижимости, интернет-агрегаторы (объединение предложений от страховщиков, то есть торговые площадки (marketplace) или точки доступа для приобретения страховых услуг) и прочие продавцы страховых услуг, у которых это не основной вид, а дополнительный или сопутствующий к своей услуги или продукции. Создать и утвердить Положение о вспомогательных страховых посредниках.
10. Разработать и запустить систему гарантий от страховых агентов:
– страхование ответственности страховых агентов индивидуальных предпринимателей;
– специальные счета для страховых премий, полученных от страхователей;
– требования по стандартам и правилам профессиональной этики,
– дополнительная финансовая гарантия для юридических лиц (на выбор: депозит, уставный/собственный капитал, банковская гарантия или страхование профессиональной ответственности).
11. Наделить регуляторными полномочиями контрольных функций, разработки обязательных стандартов, подтверждение квалификации Ассоциацию Профессиональных Страховых Агентов, так как страховщик не может выступать «контролирующим лицом» по отношению к агенту, они оба равные по правам субъекты предпринимательской деятельности, возможен только контроль выполнения условий агентского договора обеими сторонами. Данные полномочия будут способствовать профилактики правонарушений по деятельности страховых агентов: недостоверная информация, злоупотребления, противозаконное позиционирование, мошенничество и так далее, то есть, то, что входит в зону деятельности страховых агентов.
12. Создать и принять систему квалификаций страховых агентов по видам, со специальными программами обучения и подготовки кадров.