• 13 мая, 2020
  • 150

КОДЕКС ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

В процессе осуществления профессиональной деятельности между страховыми компаниями возникают различного рода споры и разногласия, имеющие в том числе признаки недобросовестного поведения, которые необходимо и целесообразно урегулировать на площадке саморегулируемой организации.

ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОГО ПРАВА»

На практике такие ситуации связаны с поведением конкурентов на страховом рынке, которое направлено на повышение привлекательности собственных услуг за счет распространения информации, негативно влияющей на деловую репутацию других компаний. Или, например, возникают случаи использования неподтвержденной информации о неблагоприятных перспективах отдельного страховщика в целях переманивания трудовых кадров с клиентской базой.

В свою очередь, действующая нормативная база СРО в сфере страхования сегодня не регламентирует порядок урегулирования таких споров, которые главным образом связаны с этическими нормами поведения участников страхового рынка. Базовые и внутренние стандарты саморегулируемой организации содержат конкретные правила осуществления страховой деятельности, требования по совершению страховых операций и взаимодействию с потребителем страховых услуг, выполнение которых может быть четко зафиксировано при проведении контрольных мероприятий. Что же касается решения вопросов этического поведения, то сообществу необходимы дополнительные инструменты цивилизованного урегулирования, которыми могут выступить отраслевой Кодекс добросовестного поведения и Комиссия по профессиональной этике на страховом рынке.

Стоит отметить, что в 2019 году Банк России предложил сообществу финансового рынка проект Кодекса добросовестного поведения, который призван способствовать продвижению деловых и этических стандартов на финансовом рынке в целях его дальнейшего развития, а также защите прав и интересов потребителей финансовых услуг. Внедрение Кодекса, по задумке регулятора, может происходить за счет включения всех или отдельных ориентиров в принципы и стандарты СРО, а также за счет разработки на их основе кодексов отдельных финансовых организаций, рынков, профессий. В то же время, с учетом международного опыта принятия финансовым сообществом подобных документов, в дальнейшем Кодекс может использоваться как инструмент «мягкого права» для этичного разрешения проблем недобросовестного поведения легальных участников финансового рынка.

Нельзя не вспомнить, что инициатива по продвижению принципов профессиональной этики на страховом рынке Российской Федерации не нова. В середине 2000-х Советом старейшин ВСС уже был разработан Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке Российской Федерации, к которому присоединились более 80 страховщиков. Определенные наработки глубокоуважаемых профессионалов страхового рынка стоит учесть и при выработке современных принципов этического поведения с учетом изменившейся конъюнктуры страховых отношений. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы механизм развития культуры добросовестного поведения на страховом рынке был полноценным и стимулировал участников придерживаться разработанных сообществом принципов этического поведения, необходимо также сформировать коллегиальный орган из представителей страховщиков — Комиссию по профессиональной этике, в компетенцию которой заложить порядок рассмотрения заявленных случаев нарушения этических принципов и применения мер корпоративного реагирования.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

С учетом изложенных обстоятельств, на одном из первых заседаний Президиума ВСС в 2020 году принято решение о целесообразности разработки Кодекса добросовестного поведения на страховом рынке и Положения о Комиссии по профессиональной этике. Проекты соответствующих документов будут подготовлены в рамках рабочей группы, сформированной из представителей страховщиков.

На установочной рабочей встрече представителей страховых компаний, выразивших заинтересованность в реализации задач по разработке принципов этического поведения на страховом рынке, прошло предварительное обсуждение базовых принципов, которые в перспективе могут быть включены в отраслевой Кодекс добросовестного поведения на страховом рынке.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Агенты являются важным связующим звеном между страховщиком и клиентом, выступая буквально «лицом» страхового рынка. До недавнего времени это «лицо» скрывалось в…
КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Здоровая конкурентная среда на страховом рынке является важнейшим фактором цивилизованного развития отрасли. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Элла Платонова в своем интервью…
СТРАХОВАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

СТРАХОВАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

ВСС и страховое сообщество смогли выстроить системную просветительскую работу и активно используют современные инструменты для повышения страховой грамотности среди потенциальных и…