- 28 апреля, 2018
- 168
МНЕ 200 г КОЛБАСЫ И ПОЛИС, ПОЖАЛУЙСТА!
Продукты питания должны быть качественными и безопасными для потребления. Но как убедиться, что производитель и продавец следуют этой аксиоме?! Один из способов узнать, насколько честные и ответственные люди работают в магазине — проверить наличие полиса страхования ответственности за качество продукции. Руководитель Отдела страхования ответственности AIG в России Юрий Маркин считает, что такой полис должен быть в каждом торговом зале.
Современные страховые технологии: Есть ли проблема с качеством продовольственной продукции в России?
АИГ: Это глобальная проблема. Она возникает, потому что сегодня любой конечный продукт питания состоит из набора ингредиентов, которые поставляются из самых разных стран. Логистическая цепочка, которая необходима, чтобы финальный продукт поступил к нам на стол, очень длинная. «Бабушкины огурцы» могут быть родом из Индии или Латинской Америки. Потребитель не знает, в каких условиях выращивался продукт, какие использовались удобрения, пестициды при его производстве. Потребитель не знает, как продукт хранился и как его перевозили, как он перерабатывался. А ведь на всех этих этапах существуют риски: если технологии не соблюдаются на любом из этапов, то продукт может стать опасным для здоровья человека.
Мы говорим не только о продукции растениеводства. Продукты животного происхождения также могут нести в себе опасность. Факторы, которые могут привести к причинению вреда здоровью — самые разные, начиная от физических объектов в пищевых продуктах (камни, осколки, насекомые) и заканчивая какими-то химическими и биологическими факторами.
Некачественные продукты могут быть заражены вирусами, кишечной палочкой, сальмонеллезом. Рисков очень много.
Есть Гражданский кодекс, гдепрямо говорится, что в случаепричинения вреда потребителю врезультате недостатков продукцииили ненадлежащей информации оней и изготовитель, и продавец несутответственность без установления вины.
ССТ: Существует же надзор за качеством продуктов питания, ГОСТы. Они не всегда спасают?
АИГ: Наличие системы качества на производстве — не гарант того, что вред невозможен. Система контроля качества и безопасности продукции — это меры по контролю риска. Но всегда может быть ошибка человека или авария на производстве, могут быть сбои у поставщиков: если поставщики предоставляют сертификаты соответствия качеству, то это совершенно не гарантирует того, что сама продукция является качественной. Каждый пирожок не проверишь! Невозможно 100 % сырья проверить на входном контроле — контроль, как правило, выборочный.
Может получиться так, что проверенный кусок мяса был хороший, а тот, что не проверили, оказался зараженным сибирской язвой.
Наиболее серьезные санкции предусмотреныза невыполнение производителемобязанностей по приостановлениюпроизводства продукции и ее отзыву —от 100 до 500 тыс. рублей.
Что касается законодательства, то помимо закона о защите прав потребителей, у нас есть Гражданский кодекс, где прямо говорится, что в случае причинения вреда потребителю в результате недостатков продукции или ненадлежащей информации о ней и изготовитель, и продавец несут ответственность без установления вины. То есть потерпевшему не нужно доказывать виновность самого изготовителя: если человек пришел в магазин и купил некачественный продукт, который привел к отравлению, нужно просто показать, что между купленным продуктом и причиненным вредом жизни и здоровью есть причинно-следственная связь, а также что продукт был приобретен в данном магазине или у конкретного изготовителя.