- 8 апреля, 2011
- 142
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 90 |
|
март 2011 года |
Ответственность за правонарушения в сфере охраны труда планируется усилить
Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», который планируется к внесению в Государственную Думу в ближайшее время.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда. В примечании к статье раскрывается понятие «требования охраны труда», под которым подразумеваются требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, включая локальные. В соответствии с изменениями в статью 143 УК РФ за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предлагается в два раза увеличить размер штрафа – до 400 тысяч рублей. Если нарушения повлекли за собой по неосторожности смерть двух и более лиц, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Предложения о внесении изменений в УК РФ не вызвали возражений работодателей при обсуждении законопроекта на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Этого нельзя сказать об изменениях, направленных на усиление и регламентацию административной ответственности в сфере охраны труда. В настоящее время ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда установлена в рамках одной статьи 5.27 КоАП РФ. В соответствии с законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новыми статьями 5.27.1-5.27.5, выделив в отдельные составы следующие правонарушения в области охраны труда: непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда; допуск к выполнению работ лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты; допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке медицинские осмотры; неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.
Полагаем, что выделение из статьи 5.27 КоАП РФ отдельных составов административных правонарушений в сфере охраны труда не может быть поддержано, поскольку вопросы охраны труда являются составной частью трудового законодательства и охватывают все составы правонарушений в этой сфере.
Предусмотренный законопроектом размер административных штрафов в несколько раз выше, чем в базовой статье 5.27 КоАП РФ (для юридических лиц – в 10 и более раз), отсутствует дифференциация санкций за крупные и незначительные нарушения. Предлагаемые размеры административных штрафов непосильны для многих предприятий малого и среднего бизнеса. К тому же практически по каждому составу правонарушения предусмотрено административное приостановление деятельности, что будет вести к закрытию предприятий либо массовым злоупотреблениям со стороны лиц, осуществляющих контроль.
Законопроект не поддержан ТПП РФ и стороной работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Транспортная безопасность вызывает беспокойство
10 марта в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности».
Участники отметили необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и другие законодательные акты в части четкого разграничение сфер ответственности ФСБ России, МВД России и собственников объектов транспортной инфраструктуры, а также усиления мер административной и уголовной ответственности за нарушения в данной области. В слушаниях принял участие Председатель Комитета ТПП России по транспорту и экспедированию В.Б. Ефимов. В своем выступлении он, в частности, подчеркнул, что решать вопросы по совершенствованию законодательного, административного обеспечения транспортной безопасности необходимо совместными усилиями органов государственной власти и субъектов транспортной инфраструктуры.
Помимо этого, по мнению участников слушаний, следует принять ряд дополнительных мер законодательного характера, регламентирующих вопросы финансирования мероприятий по транспортной безопасности, обеспечения порядка доступа на объекты транспортной инфраструктуры, порядка досмотра находящихся на таких объектах лиц и транспортных средств, а также лиц, находящихся в поездах. Необходимо также предоставить налоговые льготы транспортным организациям, освободив их от уплаты налога на имущества в части, касающейся приобретенных и принятых на баланс специальной техники и оборудования, используемой в целях обеспечения транспортной безопасности.
По итогам слушаний принята резолюция, которая была направлена в заинтересованные органы государственной власти
Единое экономическое пространство: интеграция на марше
На встрече глав правительств Белоруссии, Казахстана и России в формате заседания Высшего органа Таможенного союза, состоявшейся 15 марта в Минске, рассмотрен ряд важнейших вопросов, касающихся функционирования единой таможенной территории, в том числе, совершенствования деятельности наднациональных органов, и формирования договорно-правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП).
Одобрен проект Плана действий, предусматривающий создание всех необходимых предпосылок для начала эффективного функционирования Суда ЕврАзЭС с 1 января 2012 года, который призван рассматривать споры экономического характера и обеспечить единообразное применение государствами-членами ЕврАзЭС международных договоров, действующих в рамках сообщества и Таможенного союза, споры хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС.
Были обсуждены ключевые подходы к кодификации законодательства Таможенного союза и ЕЭП, а также высказаны мнения по вопросу унификации паспортно-визового контроля в государствах–членах Таможенного союза.
Рассмотрены вопросы о переносе транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешний контур Таможенного союза, а также о выполнении мероприятий по завершению заключительного этапа формирования Единой таможенной территории – переносе с 1 июля 2011 года таможенного и других видов государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.
План по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, включает Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, которое предусматривает гармонизацию до конца 2013 года национальных законодательств Сторон, в частности, в банковской сфере и на валютном рынке. В настоящее время центральные банки государств-участников Таможенного союза разрабатывают проекты международных договоров по согласованной валютной политике, регулированию валютных правоотношений и осуществлению валютного контроля.
Закон об Интернете
16 марта Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Законодательная поддержка развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации».
Участники слушаний отметили что, несмотря на то, что развитие отрасли имеет положительную динамику, темпы ее развития все равно не соответствуют необходимым для полноценной интеграции Российской Федерации в глобальное информационное пространство. Без коррекции действующего законодательства интернет-отрасли к 2015 году будет сложно достичь контрольных значений показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года, обозначенных в Приложении к Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Наиболее важными, по мнению участников, направлениями развития российского законодательства сегодня являются вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет и вопросы, связанные с обработкой персональных данных. В рамках слушаний был представлен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления особенностей государственного регулирования деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей». Данный законопроект после доработки будет повторно представлен для широкого обсуждения представителям отрасли и информационного сообщества.
Внесен законопроект об изъятии земельных участков для судебных нужд
В ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона № 480434-5
«О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», внесенный Высшим Арбитражным Судом РФ. Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 49 ЗК РФ). В соответствии с законопроектом предлагается дополнить его, нормой, предусматривающей в качестве такого основания – необходимость размещения объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целях обеспечения доступа граждан и организаций к правосудию.
По мнению предпринимателей, принятие законопроекта может повлечь ущемление прав владельцев земельных участков, у которых они смогут изыматься, под предлогом размещения на них объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Учитывая весьма размытую формулировку поправки, такими объектами могут быть не только здания, предназначенные для размещения непосредственно судов, но и иные объекты как, например, стоянки для размещения автотранспорта, принадлежащего суду и его работникам и пр. Таким образом, у владельцев может быть изъят практически любой земельный участок, показавшийся «удобным» под размещение предназначенных для суда объектов.
ТПП РФ считает, что размещение объектов, предназначенных для судов, не может являться исключительным случаем особенно при наличии других вариантов их размещения. Законопроект не поддержан ТПП РФ, в профильный комитет Государственной Думы направлено соответствующее заключение.
Коротко:
4 марта Президент РФ Д.А. Медведев провел совещание по вопросу формирования в России международного финансового центра. В России до конца 2011 года должно быть обеспечено признание международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и их разъяснений. Получит дальнейшее развитие бухгалтерский учёт и отчётность на основе МСФО.
4 марта Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Указ № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка». Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с передачей ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Это усилит возможности правового регулирования в сфере финансового рынка. Правительству РФ поручено распределить нормативно-правовые функции и внести в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в соответствующие законодательные акты.
7 марта Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», так называемый «второй пакет в части либерализации уголовного законодательства». Законом предусмотрено, что общая типовая санкция в виде лишения свободы применяется главным образом за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. По 68 составам преступлений, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы. При этом верхние пределы, определяющие степень общественной опасности преступления, остались неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания. По 11 составам преступлений предусмотрен в качестве основного вида наказания штраф, а санкции по 12 составам преступлений дополнены исправительными работами. Кроме того, по 118 составам преступлений исключён нижний предел наказания в виде исправительных работ и ареста.
7 марта Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки». Законом регламентируется порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и использованных субъектом МСП на приобретение амортизируемого имущества, покрытие иных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. Данные средства подлежат отражению в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. В случае превышения суммы предоставленных субсидий над произведенными расходами, разница подлежит учету в составе доходов в полном объеме. Закон вступил в силу 11 марта и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
9 марта Государственной Думой принят в первом чтении законопроект № 502299-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Уголовный кодекс дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей. Также законопроектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава преступления посредничество во взяточничестве.
17 марта Президент РФ Д.А. Медведев провёл совещание, на котором обсуждался пакет изменений в уголовное законодательство. Планируется не привлекать к уголовной ответственности лиц, впервые преступивших закон, включая и те случаи, когда виновный компенсирует ущерб. Также предлагается товарную контрабанду не считать преступлением, изъяв статью 188 Уголовного кодекса. Проект предусматривает также уголовную ответственность за ввоз несертифицированных и опасных товаров, таким образом, это деяние «криминализируется». Так называемый «третий пакет» после доработки будет внесён в Государственную Думу Президентом РФ.
17 марта Президиум Правительства РФ одобрил проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.
В частности, предполагается рассмотреть вопрос о целесообразности расширения круга субъектов, на которых распространяется страховая защита, предоставляемая системой страхования вкладов физических лиц, за счет индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Первым этапом этого процесса может стать повышение уровня страхового возмещения до 1 млн. рублей для индивидуальных предпринимателей.
18 марта на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен и подержан подготовленный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Законопроект предусматривает увеличение минимального размера оплаты труда с 1 июня 2011 года на 6,5 % и установление его в сумме 4611 рублей в месяц. Одновременно сторонам социального партнерства, представленным в Комиссии, предложено до 1 апреля текущего года направить в Минздравсоцразвития России свои предложения о механизме обеспечения МРОТ в размере не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). После обобщения указанных предложений Министерством планируется проведение консультаций с представителями профсоюзов и работодателей.
18 марта в Минздравсоцразвития России состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда. Обсуждались проект стандарта безопасности труда «Критерии оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и классификация условий труда при проведении аттестации рабочих мест» (направлен для замечаний и предложений членам ТПП РФ) и вопросы совершенствования аттестации рабочих мест по условиям труда. С проектами приказов Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (редакция от 18.02.2011 г.) и «О внесении изменений в Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 205н» (редакция от 17.02.2011 г.) можно ознакомиться на официальном сайте Министерства в разделе «Охрана труда» http://www.minzdravsoc.ru/labour/safety
. Вступление в силу указанных документов планируется с 1 июня 2011 года.
23 марта состоялось совещание у первого вице-премьера Правительства РФ И.И. Шувалова, по его итогам которого принято решение отказаться от разработки проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе». Вместо указанного проекта будет разрабатываться проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие государственный и муниципальный заказ», в который войдет ряд положений о федеральной контрактной системе.
24 марта на рассмотрение в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 520154-5 «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса». В соответствии с законопроектом указанные заказчики обязаны будут разработать положения о своих закупках и опубликовать их сайте zakupki.gov.ru.
25 марта при поддержке ТПП России состоялся I Международный форум «Конкуренция и право». В мероприятии, в частности, приняли участие Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Н.Е. Фонарева, начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский, специалисты юридических фирм и представители крупнейших компаний России. Участники конференции обсудили практические вопросы антимонопольного регулирования и развития конкуренции в России.
25 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности». Законопроектом предусматривается, что контроль за целевым использованием Внешэкономбанком и Инвестиционным фондом Российской Федерации бюджетных ассигнований, направленных на финансирование инновационной деятельности, а также оценка эффективности использования таких средств будут осуществляться с учётом требований методики по оценке эффективности инновационной деятельности, утверждённой Правительством Российской Федерации.
25 марта Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 482215-5 «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Законопроектом предусматривается уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету, порядка налогообложения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, а также порядка применения НДС и счетов-фактур в случае изменения в сторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), имущественных прав. ТПП России подготавливает поправки ко второму чтению проекта.
26 марта в Государственную Думу внесён законопроект № 521063-5 «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РФ (Банке России)». Суть поправок заключается в распространении норм, принятых в международной практике, на действующие в России банковские группы и холдинги, определение той информации о своей работе, которую банки обязаны раскрывать и предоставлять Банку России.
В марте ФАС России разработаны и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Основной целью законопроектов является стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли, а также стимулирование отрытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
__________________________________________________________________
Департамент по законодательству ТПП России (т. 620-01-28, ф. 620-03-67, zakon@tpprf.ru)