• 6 декабря, 2020

БЕСЦЕННЫЕ СОКРОВИЩА

Мудринич Мирко

Начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов компании «Ингосстрах»

Всех денег мирового рынка страхования и перестрахования не хватит на то, чтобы обеспечить финансовую защиту произведений искусства, хранящихся в музеях. Однако даже для этих поистине бесценных художественных коллекций страховщики придумывают специальные продукты. В чем их особенность, рассказывает начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов компании «Ингосстрах» Мирко Мудринич.

Современные страховые технологии: Как развивается рынок страхования культурных ценностей в России?

Мирко Мудринич: Сейчас этот вид страхования переживает непростой период. Пандемия ковида, запрет на проведение массовых мероприятий, в том числе каких-либо публичных выставочных проектов, негативно отразились на сборах всех страховщиков, специализирующихся на страховании выставочного сегмента. Потери страхового бизнеса в этом направлении по сравнению с прошлыми годами составили от 40 до 60 %.

Но в целом Министерство культуры РФ уделяет большое внимание страхованию. С 2016 года существуют требования, регламентирующие работу страховых и перестраховочных компаний. К примеру, при организации выставки, страховая стоимость которой превышает 10 млн долл., все страховые компании обязаны организовать факультативное перестрахование риска в западных перестраховочных компаниях.

Для музеев существуют требования, обязывающие их страховать все выставочные проекты, вне зависимости от места проведения.

ССТ: Таким образом, музеи и федеральные, и местные должны заключать договоры страхования в отношении перемещаемых экспонатов?

М. М.: Да, есть два варианта страхования музейных предметов. Первый — страхование «от гвоздя до гвоздя», при котором музейные предметы застрахованы на весь период с того момента, как они покидают место постоянного хранения до момента возвращения их обратно. В ответственность страховщика включается демонтаж в местах постоянного хранения, упаковка и транспортировка, разгрузка в месте временного хранения, экспонирование, а также весь обратный маршрут тем же порядком.

Второй, более экономный вариант — страхование только на период транспортировки, период экспонирования выставки в страховое покрытие не входит.

ССТ: Сильно ли различаются по стоимости эти программы?

М. М.: С точки зрения рисковой составляющей, период транспортировки музейных предметов — «кратковременный», а значит, и период ответственности страховщика короткий, когда экспонирование занимает в среднем несколько месяцев. По экспертной оценке, страхование только транспортировки, ориентировочно, в два раза дешевле, чем страхование на весь период проведения выставки «от гвоздя до гвоздя».

ССТ: Какие риски наиболее вероятны при страховании выставок?

М. М.: Последние несколько лет запомнятся страховщикам музейных предметов страховыми событиями, которые бурно обсуждали СМИ и общественность, произошедшие в период экспонирования. Например, мы все прекрасно помним, как в московском Манеже в 2017 году акционисты выплеснули краску на экспонируемые музейные предметы.

Однако, с точки зрения страховой компании, в момент транспортировки происходит максимальная кумуляция риска, например, когда все музейные работы едут в одном грузовике. А когда эти же работы экспонируются в одном выставочном помещении, то они располагаются на расстоянии 5–10 м друг от друга, что потенциально снижает риск возникновения гибели всех работ сразу. Поэтому с точки зрения баланса, риски транспортировки так же опасны, как и риски в период экспонирования.

ССТ: Какие риски, кроме неадекватных действий третьих лиц, могут реализоваться на выставке?

М. М.: Не только неадекватные, но и любые неправомерные действия третьих лиц. Есть вероятность классических огневых рисков. Риски природных воздействий и катаклизмов, конечно, несколько меньше, но и они случаются.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…