- 6 декабря, 2020
БЕСЦЕННЫЕ СОКРОВИЩА
Всех денег мирового рынка страхования и перестрахования не хватит на то, чтобы обеспечить финансовую защиту произведений искусства, хранящихся в музеях. Однако даже для этих поистине бесценных художественных коллекций страховщики придумывают специальные продукты. В чем их особенность, рассказывает начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов компании «Ингосстрах» Мирко Мудринич.
Современные страховые технологии: Как развивается рынок страхования культурных ценностей в России?
Мирко Мудринич: Сейчас этот вид страхования переживает непростой период. Пандемия ковида, запрет на проведение массовых мероприятий, в том числе каких-либо публичных выставочных проектов, негативно отразились на сборах всех страховщиков, специализирующихся на страховании выставочного сегмента. Потери страхового бизнеса в этом направлении по сравнению с прошлыми годами составили от 40 до 60 %.
Но в целом Министерство культуры РФ уделяет большое внимание страхованию. С 2016 года существуют требования, регламентирующие работу страховых и перестраховочных компаний. К примеру, при организации выставки, страховая стоимость которой превышает 10 млн долл., все страховые компании обязаны организовать факультативное перестрахование риска в западных перестраховочных компаниях.
Для музеев существуют требования, обязывающие их страховать все выставочные проекты, вне зависимости от места проведения.
ССТ: Таким образом, музеи и федеральные, и местные должны заключать договоры страхования в отношении перемещаемых экспонатов?
М. М.: Да, есть два варианта страхования музейных предметов. Первый — страхование «от гвоздя до гвоздя», при котором музейные предметы застрахованы на весь период с того момента, как они покидают место постоянного хранения до момента возвращения их обратно. В ответственность страховщика включается демонтаж в местах постоянного хранения, упаковка и транспортировка, разгрузка в месте временного хранения, экспонирование, а также весь обратный маршрут тем же порядком.
Второй, более экономный вариант — страхование только на период транспортировки, период экспонирования выставки в страховое покрытие не входит.
ССТ: Сильно ли различаются по стоимости эти программы?
М. М.: С точки зрения рисковой составляющей, период транспортировки музейных предметов — «кратковременный», а значит, и период ответственности страховщика короткий, когда экспонирование занимает в среднем несколько месяцев. По экспертной оценке, страхование только транспортировки, ориентировочно, в два раза дешевле, чем страхование на весь период проведения выставки «от гвоздя до гвоздя».
ССТ: Какие риски наиболее вероятны при страховании выставок?
М. М.: Последние несколько лет запомнятся страховщикам музейных предметов страховыми событиями, которые бурно обсуждали СМИ и общественность, произошедшие в период экспонирования. Например, мы все прекрасно помним, как в московском Манеже в 2017 году акционисты выплеснули краску на экспонируемые музейные предметы.
Однако, с точки зрения страховой компании, в момент транспортировки происходит максимальная кумуляция риска, например, когда все музейные работы едут в одном грузовике. А когда эти же работы экспонируются в одном выставочном помещении, то они располагаются на расстоянии 5–10 м друг от друга, что потенциально снижает риск возникновения гибели всех работ сразу. Поэтому с точки зрения баланса, риски транспортировки так же опасны, как и риски в период экспонирования.
ССТ: Какие риски, кроме неадекватных действий третьих лиц, могут реализоваться на выставке?
М. М.: Не только неадекватные, но и любые неправомерные действия третьих лиц. Есть вероятность классических огневых рисков. Риски природных воздействий и катаклизмов, конечно, несколько меньше, но и они случаются.