- 4 сентября, 2019
- 177
Права пациентов: Обеспечить защиту можно лишь объединив усилия всех участников отрасли
Формирование системы защиты прав пациентов является одной из задач национального проекта «Здравоохранение». Пока, защита прав пациентов в нашей стране далека от совершенной и нуждается в детальной проработке.
Льготы на лекарственное обеспечение, различные аспекты получения медицинской помощи: прием у специалиста, порядок проведения необходимых обследований, соотношение бесплатных и платных услуг – являются сферами, в которых у граждан наиболее часто возникают вопросы. Порой пациенты не знают куда обратиться за получением помощи и для выяснения какими правами они располагают.
К таким выводам мы пришли, анализируя обращения граждан на горячую линию Всероссийского союза пациентов (8-800-500-82-66).
В 2019 году число обращений на горячую линию ежемесячно растет. И это учитывая только вопросы, прямо относящиеся к ее тематике – защите прав граждан на охрану здоровья. Среди лидеров по обращениям на горячую линию -Волгоградская область, Санкт-Петербург и область, Москва и область, Кировская область, Самарская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область.
Наибольшее число людей волнуют вопросы организации медицинской помощи (41,2%). Абоненты горячей линии описывают проблемные ситуации, происходившие при получении лечения в стационаре, амбулаторном лечении, при обращении в скорую помощь.
На втором месте в структуре обращений на горячую линию стоят вопросы лекарственного обеспечения, их доля – 23,2% от общего числа обращений. С этой проблемой абоненты сталкивались в стационаре, в амбулаторном звене и в аптеке.
14,2% вопросов связаны с качеством медицинской помощи, 6,4% – с медико-социальной экспертизой и 5,2% – с работой фонда социального страхования.
Конкуренция за пациента в ОМС имеет большой потенциал развития
Нужно отметить что в работу по информированию пациентов и защите прав застрахованных граждан при их обращении в лечебные учреждения активно вовлечены медицинские страховые организации. Во многом это происходит за счет развития института страховых представителей, задачей которых является контроль оказания медицинской помощи в необходимом объеме, обеспечении права выбора медицинской организации и врача, проведения диспансеризации.
Дальнейшее развитие медицинской страховой услуги, на наш взгляд, должно происходить не только за счет развития страхового продукта и усиления финансовой ответственности страховщиков за результаты деятельности, но и главным образом за счет перехода от простой информированности пациента к непосредственному сопровождению на всех этапах оказания медпомощи.
Механизмы развития системы защиты прав пациентов
Недостаточный уровень правовой грамотности населения России в вопросах получения медицинской помощи приводит к тому, что граждане не получают бесплатную медицинскую помощь в гарантированных государством объемах или имеют неадекватные ожидания в отношении услуг. В итоге провоцируется рост социальной напряженности, снижается эффективность работы органов здравоохранения.
В такой ситуации общественные пациентские организации, погруженные в проблемы пациентов и имеющие опыт защиты прав граждан, могут выступить фасилитатором при взаимодействии пациентов, государства, медицинских учреждений и страховых организаций.
Мы убеждены, что интересы граждан, медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом – должны быть едиными. Только тогда пациент получит максимально эффективный результат лечения, а качество и доступность медицинской помощи возрастет.
Всероссийский союз пациентов уже более 10 лет подряд работает над созданием системы общественного участия в формировании национальной политики здравоохранения и социального развития.
При поддержке Фонда президентских грантов Союз развивает проект «Горячая линия для юридической помощи гражданам в защите прав на охрану здоровья». Реализуется ряд проектов, направленных на внедрение системы общественной экспертизы, подготовки общественных экспертов-аналитиков в сфере здравоохранения, совершенствованию деятельности общественных советов, действующих при органах здравоохранения, при участии экспертов страховых медицинских организаций регулярно проводятся правовые школы для пациентов.
Вместе с тем, по-настоящему поворотные изменения в повышении качества защиты прав пациентов, произойдут в случае совершенствования действующего законодательства. Следует закрепить базовые понятия, определить порядок, обеспечивающий реализацию прав застрахованных граждан и механизм их защиты при получении медицинской и лекарственной помощи. Кроме того, необходимо предусмотреть порядок формирования системы профилактики и решения конфликтов в медицинских организациях и меры по профилактике профессионального выгорания медицинских работников, например, ввести тестирование, обеспечить сотрудников психологической помощью.
С 2010 года ВСП в ежегодном режиме организует одно из крупнейших национальных общественно-государственных мероприятий в сфере здравоохранения – Всероссийский конгресс пациентов, который собирает до 1000 участников, представляющих более 200 НКО и профильных органов власти из всех регионов России и более чем 15 стран мира. В 2019 году в Москве 28 ноября – 1 декабря 2019 пройдет юбилейный X Конгресс.
Приглашаем представителей профессионального сообщества обсудить роль и задачи участников индустрии в повышении качества системы защиты прав пациентов, а также механизмы достижения этих целей.