• 2 марта, 2024
  • 25

ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

Жулёв Юрий

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов

ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, цифровизация вносит позитивный вклад в развитие системы здравоохранения. Однако при внедрении разного рода цифровых сервисов необходимо учитывать все риски и работать с обратной связью. Да и полностью исключить человека из коммуникаций с пациентом невозможно.

ССТ: С точки зрения качества и доступ­ности медицинской помощи цифровиза­ция в медицине — это благо?

Юрий Жулёв: Конечно, есть риски, но, безусловно, внедрение разнообраз­ных цифровых технологий — это благо как для медицинского работника, так и для пациента, и в целом — для систе­мы здравоохранения. Цифровизация несет в себе унификацию деятельности и отчетности, позволяет обмениваться данными и организовать новые сервисы. Это повышает доступность медицинской помощи.

ССТ: Какие цифровые сервисы для по­лучения медицинской помощи вы считае­те наиболее удачными?

Ю. Ж.: Прежде всего, хочу отметить те­лемедицинское консультирование. Сейчас оно проводится по системе «врач — врач», но уже идут эксперименты по модели «врач — пациент». Это новые возможности для пациентов, особенно проживающих в отдаленных регионах: можно дистанци­онно провести консилиум с присутствием или без присутствия пациента, проконсуль­тировать его лечащего врача для выработки тактики лечения или принятия решения о госпитализации в федеральное лечебное учреждение.

Второй сервис, который хочется осо­бо отметить — это электронная запись к врачу и электронная медицинская карта. Также очень большой позитив вызывают пилоты по внедрению циф­ровых сервисов в сфере лекарственного обеспечения. В ряде регионов организо­вана возможность оформления электрон­ного рецепта. Это существенно облегчает жизнь и самому пациенту, и медицинской организации.

ССТ: Порой человеку для обращения к новому специалисту бывают нужны результаты анализов, заключения дру­гих врачей. Далеко не каждый пациент имеет несколько копий таких документов. Как будет развиваться ситуация в этом вопросе?

Ю. Ж.: Здесь важно подчеркнуть, что нужна не просто выгрузка из базы данных необходимых медицинских документов, но и допуск врачей по согласию паци­ента к этим документам. Важно, чтобы электронная медкарта читалась не только тем учреждением, где пациент находится на учете, но и другими ЛПУ, в том числе, частными. В частных медицинских учреж­дениях, кстати, уже повсеместно рабо­тает система, когда результаты анализов и исследований приходят на электронную почту пациента или в личный кабинет. Также востребовано получение всевоз­можных справок.

Необходимо сказать и о ведении полно­ценных клинических регистров в рамках всей информационной системы — это очень важное направление. Понемножку, может быть, не так быстро, как мы хотели, но рабо­та в этом направлении тоже ведется.

ССТ: Существует ли проблема с доступ­ностью для пациентов «оцифрованной» медицинской помощи?

Ю. Ж.: Доступность цифровых техноло­гий сильно отличается от региона к реги­ону. Где-то вовсю работают пилоты по элек­тронным рецептам, по телемедицинскому консультированию, а где-то ничего об этом даже не слышали. Неравенство в доступе к различным видам медицинской помощи сказывается и на цифровых сервисах.

Система здравоохранения децентрализо­вана. Решения принимаются на федераль­ном уровне, но реализовывать их должны регионы, причем, за свой счет. Отсюда возникает это неравенство.

Цифровые сервисы несут в себе некие ри­ски, например, для людей с ограниченными возможностями по здоровью, в первую оче­редь — по зрению. Далеко не все сервисы на портале госуслуг сейчас доступны для таких пациентов. При разработке новых информационных систем нужно серьезно учитывать особенности людей с разными ограничениями.

Другая когорта пациентов — это пожи­лые граждане, которые не всегда «дружат» с современными гаджетами и цифровыми технологиями. Для них должны оставаться возможности традиционного обращения за медицинской помощью. Сейчас бывают ситуации, когда в медицинские центры очень тяжело дозвониться, то есть паци­енты не могут воспользоваться цифровым сервисом и не могут дозвониться по тради­ционному телефону.

ССТ: Возникают ли проблемы с недоверием при использовании такого электронного сервиса, как запись к врачу?

Ю. Ж.: Это тоже сильно зависит от ре­гиона. И Минздрав, и ФФОМС, и страхо­вые медицинские организации пытаются снизить процент неудавшихся попыток записи к врачу. Но мы должны понимать, что это накладывается на общую ситу­ацию с медицинскими кадрами, когда есть дефицит врачей и очень мало слотов записи к ним.

Порой в электронном сервисе свобод­ных слотов на специалиста нет или сроки фактической записи к врачу не уклады­ваются в те нормативы, которые зафик­сированы в Программе государственных гарантий. Часто в регионах какой-то врач просто отсутствует в информационной системе — в таком случае нужно идти за талончиком.

Есть уже наметки по использованию искусственного интеллекта. ИИ потен­циально позволит снизить нагрузку на определенные сферы здравоохранения. Но он никогда не заменит специалиста при принятии врачебных решений. Ни техно­логии, ни мы с вами не готовы полностью доверить наше здоровье искусственному разуму.

Конечно, чат-бот — это систематизация, ускорение диалогов, упрощение вызова врача.

ССТ: Как можно исправить проблемные ситуации?

Ю. Ж.: Это можно сделать только ком­плексным подходом, потому что если регион не решит проблему с медицинскими специалистами, то и не будет полноценной электронной записи.

Должны быть удобные сервисы отмены визита. Если человек не приходит к врачу, то теряется дефицитный временной слот, когда другие пациенты могли бы попасть к дефицитным специалистам. Система должна, как это делают в коммерческих клиниках, обеспечивать многократное подтверждение визита. Зачастую эф­фективнее потратить деньги на дозвон и напоминание, чем упустить дорого­стоящее время работы врача. Для таких сервисов должны существовать специаль­ные низкие тарифы у провайдеров, чтобы страховые и медицинские организации могли вести информирование своих пациентов.

При этом внедрение цифровых сервисов не должно приводить к дублированию отчетности. Недопустима ситуация, когда врач сначала заполняет данные на бумаге, а потом переносит их в программу.

В рамках 14-го конгресса Всероссийского союза пациентов мы проводили опрос. Пациенты обратили внимание на то, что им стало проще попадать в федеральные лечебные центры. В числе прочего это стало возможным благодаря цифровым технологиям: сейчас все документы направляются через информационные системы, что, безусловно, облегчает маршрутизацию пациента в медицинские учреждения.

ССТ: Принимает ли участие Всерос­сийский союз пациентов в обсуждении подобных задач?

Ю. Ж.: Не могу сказать, что мы отдельно занимаемся проблемой цифровизации. Но эта тема постоянно мелькает в различ­ных тематиках в нашем диалоге с властью. Например, сейчас широко обсуждается возвращение сроков обслуживания по нео­беспеченным, так называемым «отсрочен­ным» рецептам. Цифровых технологий это также касается, потому что мы настаиваем на введении специального журнала таких рецептов.

Безусловно, нужна обратная связь, которая может быть организована через пациентские организации. Например, поступило обращение пациента о том, система не позволяет выписать две дозировки одного препарата в электрон­ном виде — за вторым рецептом нужно обращаться в ЛПУ. Это единичная жалоба в отдельном регионе, но она говорит нам о проблеме.

При этом внедрение цифровых сервисов не должно приводить к дублированию отчетности. Недопустима ситуация, когда врач сначала заполняет данные на бумаге, а потом переносит их в программу.

К сожалению, такие истории не всегда приоритетны для региональных мини­стерств, которые являются заказчиками, но не разработчиками таких программ. Зачастую начинается бюрократический «футбол» вместо оперативного исправле­ния ошибок.

Похожие статьи

«Абсолют Страхование» – участник конференции по цифровизации

СК «Абсолют Страхование» приняла участие в конференции «Цифровая трансформация российского страхования, искусственный интеллект, роботизация бизнес-процессов, инновационные информационные технологии, импортозамещение».

Цифровые финансовые активы

10 апреля 2024 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации состоялся межкафедральный круглый стол «Цифровые финансовые активы на страховом рынке»,…

Сбер предложил три задачи для участников хакатона «Лидеры цифровой…

Сбер стал партнёром самого масштабного международного хакатона «Лидеры цифровой трансформации» и предложил его участникам три задачи.