• 5 сентября, 2019
  • 112

В России сокращается спрос на платное образование

Исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса населения* задал респондентам ряд вопросов на тему платного образования. Аналогичный опрос проводился в 2015 году, что позволяет отслеживать динамику по этому вопросу. Полученные результаты показали сокращение спроса на платное образование.

Итак, в рамках опроса выяснилось, что почти треть российских родителей (31%) безоговорочно готова платить за образование своих детей (см. Гистограмму 1). Говоря о собственном образовании, лишь 9% смогли похвастаться подобной готовностью. Эти показатели заметно ниже результатов 2015 года, когда четверо из десяти (38%) респондентов были готовы оплачивать образование детей, а 14% – свое образование.

Каждый четвертый (24%) родитель заявил, что готов платить за детское образование в зависимости от суммы ежегодных платежей. 11% россиян готовы оплачивать собственное обучение, если смогут себе это позволить.

Получается, что, если в 2015 году за образовательные услуги детей в той или иной степени готовы были платить 64% родителей, то в 2019 году их число снизилось до 55%. Также снизилось число граждан, готовых оплачивать собственное образование: с 25% в 2015 году до 20% в 2019 году. Большинство россиян оказались не готовы платить как за собственное образование (71%), так и за образование своих детей (37%). Эти цифры увеличились за прошедшие с момента последнего опроса четыре года: тогда об этом заявляли 67% и 32% соответственно.

Более высокая лояльность платному образованию сохраняется среди жителей Северо-Западного округа: 69% из них готовы или не отрицают возможность оплаты образования детей, а 33% – своего собственного образования. Наименьшее число сторонников платного образования по-прежнему остается на Северном Кавказе, где 90% не согласны на оплату собственного обучения.

Кроме того, результаты опроса показали, что наибольшее число сторонников платного образования находится среди молодежи до 35 лет: 49% среди жителей в возрасте 18 – 25 лет и 32% среди жителей в возрасте 25 – 34 года готовы или не отрицают возможность оплаты своего образования. Наибольшую готовность оплачивать обучение детей выразили молодые родители: около трети подтвердили, что готовы к оплате, четверть – рассмотрят возможность в зависимости от размера ежегодного платежа.

Следует отметить, что, подразумевая платное образование, более половины (58%) респондентов отмечали, что готовы оплачивать не более 50 тыс. рублей в год. Доля подобных ответов снизилась за 4 года на 5%. В то же время возросла доля тех, кто готов оплачивать от 50 до 100 тыс. рублей за обучение в год — с 23% в 2015 г. до 30% в 2019 году. В целом, предполагаемые ежегодные средние траты на образовательные услуги выросли на 4% за прошедшие 4 года и составили 56 тыс. рублей.

Второй вопрос исследования касался вида образования, которое россияне готовы оплачивать. Так, говоря о собственном платном образовании, респонденты в первую очередь подразумевали платные курсы повышения квалификации (45%) и только потом первое или второе высшее образование – 29% и 26% соответственно (см. Гистограмму 2).

Курсы повышения квалификации, прежде всего, актуальны для жителей старше 35 лет (более 50%). Молодежь до 25 лет, в свою очередь, отмечала готовность оплаты первого высшего образования (55%). Также на оплату первой ступени высшего образования чаще соглашались респонденты, имеющие среднее специальное образование (41%), в то время как респонденты, уже имеющие высшее образование, чаще отмечали возможность получения второго платного образования (34%).

Своим детям российские граждане чаще всего готовы оплачивать первое высшее образование (67%). Кроме того, каждый пятый родитель (23%), не отрицающий возможность платного обучения, готов оплатить второе высшее образование, 15% – общее профессиональное образование, 12% – повышение квалификации для своих детей. В отношении образования детей в динамике прослеживается рост интереса к оплате курсов по повышению квалификации (с 7% до 12%), но в то же время и снижение спроса на платное первое высшее образование (с 79% до 67%) и общее образование (с 17% до 5%).

Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «С 2015 года отчетливо прослеживается тенденция на смену вектора заинтересованности в собственном образовании со второго высшего образования, которое отметилось снижением на 14%, к повышению квалификации, рост которого составил также 14%. Это позволяет говорить о том, что, задумываясь о получении нового образования, россияне теперь хотят приобрести больше практических навыков, которые пригодятся им в работе».

*В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Врач ВСК назвал ограничения по «шашлычному» рациону на праздники

Шашлык – одно из традиционных и любимых блюд россиян весной. Мясо является важной частью повседневного рациона, однако его влияние на организм…

Оператор платежной системы «Мир» признал высочайший уровень киберзащиты клиентов…

АО «НСПК» – оператор платежной системы «Мир» - провела первую конференцию по антифроду «Антифродум 2024». В рамках этой конференции прошло вручение…

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «Тинькофф Страхование» до…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг финансовой надежности страховой компании АО «Тинькофф Страхование» до уровня ruАА, прогноз по рейтингу – стабильный.