• 5 сентября, 2019
  • 144

В России сокращается спрос на платное образование

Исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса населения* задал респондентам ряд вопросов на тему платного образования. Аналогичный опрос проводился в 2015 году, что позволяет отслеживать динамику по этому вопросу. Полученные результаты показали сокращение спроса на платное образование.

Итак, в рамках опроса выяснилось, что почти треть российских родителей (31%) безоговорочно готова платить за образование своих детей (см. Гистограмму 1). Говоря о собственном образовании, лишь 9% смогли похвастаться подобной готовностью. Эти показатели заметно ниже результатов 2015 года, когда четверо из десяти (38%) респондентов были готовы оплачивать образование детей, а 14% – свое образование.

Каждый четвертый (24%) родитель заявил, что готов платить за детское образование в зависимости от суммы ежегодных платежей. 11% россиян готовы оплачивать собственное обучение, если смогут себе это позволить.

Получается, что, если в 2015 году за образовательные услуги детей в той или иной степени готовы были платить 64% родителей, то в 2019 году их число снизилось до 55%. Также снизилось число граждан, готовых оплачивать собственное образование: с 25% в 2015 году до 20% в 2019 году. Большинство россиян оказались не готовы платить как за собственное образование (71%), так и за образование своих детей (37%). Эти цифры увеличились за прошедшие с момента последнего опроса четыре года: тогда об этом заявляли 67% и 32% соответственно.

Более высокая лояльность платному образованию сохраняется среди жителей Северо-Западного округа: 69% из них готовы или не отрицают возможность оплаты образования детей, а 33% – своего собственного образования. Наименьшее число сторонников платного образования по-прежнему остается на Северном Кавказе, где 90% не согласны на оплату собственного обучения.

Кроме того, результаты опроса показали, что наибольшее число сторонников платного образования находится среди молодежи до 35 лет: 49% среди жителей в возрасте 18 – 25 лет и 32% среди жителей в возрасте 25 – 34 года готовы или не отрицают возможность оплаты своего образования. Наибольшую готовность оплачивать обучение детей выразили молодые родители: около трети подтвердили, что готовы к оплате, четверть – рассмотрят возможность в зависимости от размера ежегодного платежа.

Следует отметить, что, подразумевая платное образование, более половины (58%) респондентов отмечали, что готовы оплачивать не более 50 тыс. рублей в год. Доля подобных ответов снизилась за 4 года на 5%. В то же время возросла доля тех, кто готов оплачивать от 50 до 100 тыс. рублей за обучение в год — с 23% в 2015 г. до 30% в 2019 году. В целом, предполагаемые ежегодные средние траты на образовательные услуги выросли на 4% за прошедшие 4 года и составили 56 тыс. рублей.

Второй вопрос исследования касался вида образования, которое россияне готовы оплачивать. Так, говоря о собственном платном образовании, респонденты в первую очередь подразумевали платные курсы повышения квалификации (45%) и только потом первое или второе высшее образование – 29% и 26% соответственно (см. Гистограмму 2).

Курсы повышения квалификации, прежде всего, актуальны для жителей старше 35 лет (более 50%). Молодежь до 25 лет, в свою очередь, отмечала готовность оплаты первого высшего образования (55%). Также на оплату первой ступени высшего образования чаще соглашались респонденты, имеющие среднее специальное образование (41%), в то время как респонденты, уже имеющие высшее образование, чаще отмечали возможность получения второго платного образования (34%).

Своим детям российские граждане чаще всего готовы оплачивать первое высшее образование (67%). Кроме того, каждый пятый родитель (23%), не отрицающий возможность платного обучения, готов оплатить второе высшее образование, 15% – общее профессиональное образование, 12% – повышение квалификации для своих детей. В отношении образования детей в динамике прослеживается рост интереса к оплате курсов по повышению квалификации (с 7% до 12%), но в то же время и снижение спроса на платное первое высшее образование (с 79% до 67%) и общее образование (с 17% до 5%).

Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «С 2015 года отчетливо прослеживается тенденция на смену вектора заинтересованности в собственном образовании со второго высшего образования, которое отметилось снижением на 14%, к повышению квалификации, рост которого составил также 14%. Это позволяет говорить о том, что, задумываясь о получении нового образования, россияне теперь хотят приобрести больше практических навыков, которые пригодятся им в работе».

*В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Экскаваторы SHANTUI со скидкой 5% в СберЛизинге

СберЛизинг и компания «СтройИмпортТехника», официальный импортер техники бренда SHANTUI, реализуют совместную программу по распродаже гусеничных экскаваторов по сниженным ценам.
На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний – лидеров отрасли и их партнеров

На форуме «Лидеры страхового рынка» прошла церемония награждения компаний…

Организаторами форума выступили АСН, Регламент и АЦ «БизнесДром» при поддержке ВСС и РСА.
В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

В Москве прошел крупнейший страховой форум «Лидеры страхового рынка»

31 октября в Москве состоялся 10-й юбилейный форум «Лидеры страхового рынка». Мероприятие объединило на одной площадке топ-менеджеров крупнейших страховых компаний, представителей…