- 15 сентября, 2021
- 143
Деловой завтрак «Низкоуглеродное развитие российской экономики»
В мероприятии приняли участие заместитель министра энергетики Российской Федерации, руководитель цифровой трансформации Павел Сорокин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов, заместитель председателя правления – директор по геологии ПАО «НОВАТЭК» Сергей Соловьев, председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, советник вице-президента по промышленной безопасности, охране труда и экологии ПАО НК «Роснефть» Тайрон Калпи и другие.
В рамках обсуждения были затронуты стратегические вопросы целеполагания, технологической готовности, финансового обеспечения, региональной специфики предлагаемых мер и программ. Среди перспективных направлений низкоуглеродного развития российской нефтегазовой отрасли эксперты выделили водородную экономику, технологии улавливания и хранения углерода (CCUS) и системы управления выбросами метана.
Губернатор Тюменской области Александр Моор поприветствовал всех гостей и участников Форума. «Для решения глобальных общемировых вопросов необходимо единство власти, науки, производства и бизнеса. Пример такого взаимодействия – 30 августа мы вместе с министром науки и образования Фальковым Валерием Николаевичем и помощником президента Фурсенко Андреем Александровичем открыли первый карбоновый полигон в России – в Тюменской области. Их будет много. <…> Главная задача этих полигонов – выработать методики, которые были бы признаны международным сообществом, чтобы мы могли доказывать поглощающие способности наших лесов, наших экосистем. И второй проект, о котором я бы хотел сказать, на Петербургском экономическом форуме в этом году мы подписали соглашение с компанией "ГринЭко Инвест". Она реализует два проекта. Первый связан с оценкой текущего уровня выбросов парниковых газов и определением проблемных мест на уже действующем нефтеперерабатывающем заводе в Антипинском промышленном узле, с выработкой всех рекомендаций, которые позволят эти выбросы снизить. И второй, очень интересный проект, – направлен на внедрение лучших мировых практик в управлении лесным фондом. К счастью, достаточно большой лесной фонд у нас не вовлечен в активный экономический оборот, я имею в виду вырубку. <…> Вот такие проекты мы реализуем, и я с большим удовольствием послушаю специалистов и экспертов в этой области, чтобы учесть современные тренды и идеи в нашей региональной деятельности».
Управляющий директор и партнер "BCG" Антон Косач – бессменный модератор деловых завтраков ТНФ – «В прошлом году на аналогичном завтраке мы обсуждали климатические риски, которые связаны с введением и ужесточением регулирования, и с вызовами для компаний. Сегодняшний завтрак мы начинаем с позитивной ноты, обсудим, какие возможности может предоставить нам низкоуглеродная экономика».
По словам модератора, за последние несколько лет компании во многих секторах экономики заявили о стремлении к углеродной нейтральности и начали переход к низкоуглеродной модели, что подразумевает снижение по охвату. Из исследований BCG видно, что достичь необходимого уровня декарбонизации только за счёт операционных инициатив невозможно, но можно оптимизировать за счет операционных инициатив. «Три основных решения: возобновляемые источники энергии, технология улавливания и хранения CO2, технологии низкоуглеродного производства водорода. По всем трём направлениям имеется существенный потенциал в России», – сказал Антон Косач.
Заместитель Министра энергетики РФ и руководитель цифровой трансформации Павел Сорокин в своем выступлении отметил, что первостепенно необходимо работать над снижением углеродоемкости. «Но начать, наверное, стоит не с технологий, а с некого стратегического видения, что основной задачей является сохранение конкурентоспособности российской экономики. Одна из задач по попутному нефтяному газу – доведение утилизации до 95%. А, как вы знаете, метан с фактором, с переводом в CO2, эквивалентом под 30 – это один из наиболее сильных источников парникового эффекта. Поэтому здесь можно большой эффект достичь с достаточно ограниченными затратами, если переводить на единицу. Второе — это устранение утечек метана при транспортировке. Тоже достаточно большой сегмент с большими возможностями. Соответственно следующей идет генерация, и здесь тоже надо подходить рационально к решению проблемы», – пояснил Павел Сорокин.
«Наша компания на сегодняшний день достигла 97,5% утилизации попутного нефтяного газа, – сказал первый вице-президент ПАО "ЛУКОЙЛ" Азат Шамсуаров. – Было соответствующее постановление, и мы достаточно успешно справились с этой задачей до сегодняшнего дня. Более того, мы присоединились к инициативе Всемирного банка, мы предполагаем к 2030 году прийти к нулевому рутинному сжиганию попутного нефтяного газа. Действия, которые сегодня физически происходят для реализации поставленных целей — это модернизация всех наших нефтеперерабатывающих заводов, соответствующие установки по фильтрации, улавливанию и последующей утилизации выбросов CO2. Вторая цель – концентрация бывших в составе ПАО "Лукойл" ветрогенерирующих мощностей юга России. Для совместной работы мы пригласили одного из ведущих экспертов– академика Российской академии наук Бориса Николаевича Порфирьева. Он стал действительным членом совета директоров».
Член правления ПАО "СИБУР" Холдинг" Михаил Карисалов в своем выступлении отметил, что за 10 лет объем переработки попутного нефтяного газа увеличен почти в три раза. «В середине "нулевых" годов – 8 млрд кубов, вход в 2010-е – 16-18 млрд кубов. Сегодня мы получаем от нефтяных компаний и перерабатываем порядка 22-23 млрд кубов. Наша основная работа – это обеспечить не просто их прием, но и квалифицированную переработку. Глубина конверсии извлечения C3 и выше, даже C2, на ряде наших технологических объектов сегодня достигает 97-98%», – уточнил Михаил Карисалов.
Об участии ПАО "Газпром Нефть" в углеродной повестке рассказал руководитель департамента стратегии и инноваций Сергей Вакуленко: «Действительно, в корне изменилась философия того, как мы планируем, развиваем, строим, управляем нашими существующими активами, как мы планируем активы будущего и понимаем, что планы ввода разных установок в действие, планы того, как мы будем управлять растущими потоками газа будут совершенно другими со значительно более низкими объемами сжигания и значительно более высокими объемами полезного использования газа и уменьшения углеродного следа. Это как раз один из механизмов, которые позволят нам значительно снизить нашу углеродную интенсивность. Мы заканчиваем модернизацию наших НПЗ, где на десятки процентов снизим потребление энергии, повысим вторичное и дополнительное использование энергии в контурах заводов. Мы планируем значительно изменить систему энергообеспечения заводов, в том числе с использованием солнечной энергии. <…> Мы всерьез задумываемся о том, чтобы на наших заводах, в первую очередь на Омском, поставить схемы полного улавливания и утилизации СО2».
Заместитель Председателя Правления – директор по геологии, ПАО «НОВАТЭК» Сергей Соловьев: «Мы сейчас ориентированы на рынок СПГ, и наша стратегия неизменна – мы до 2030 года планируем выполнить те задачи, которые продекларировали по наращиванию производства СПГ до 70 млн тонн. Но мы осознаем энергопереход есть и это уже факт. Нам необходимо встраиваться в эту стратегию».
«48 трлн запасов газа нас подталкивают к тому, чтобы мы занимались не только классической добычей, но и переработкой, – продолжил дискуссию губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. – К тому же вся инфраструктура выстроена, она выстроена традиционная, и с недавних пор благодаря проекту "Ямал СПГ" – у нас есть выход в океан, Северный морской путь, который активно развивается, создается необходимая инфраструктура. Сегодня это новые возможности и для логистики, что очень важно. Новые проекты, которые сейчас на повестке – не просто обсуждаются, по ним есть поручения главы государства».
Способы решения поставленных по время общения задач обозначил экс-министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. По его словам, модернизация производства, создание карбоновых полигонов – первое, на что стоит обратить внимание. «К сожалению, российского оборудования для карбоновых полигонов сегодня на рынке нет, нам приходится использовать иностранное оборудование. Это факт, и нам в этом плане предстоит поработать, сертифицировать или поучаствовать в изготовлении зарубежной продукции нашими компаниями».