• 29 ноября, 2021
  • 133

Удовлетворенность медицинской помощью снизилась по сравнению с допандемийным уровнем и продолжает снижаться

Всероссийский союз пациентов представил на XII Всероссийском конгрессе пациентов результаты общероссийского комплексного социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС».

Результаты подведены за период с 1 сентября по 31 октября 2021 года. Это уже вторая волна исследования. Первая волна исследования была проведена с 1 марта по 31 августа 2021 года.

Исследование проведено при поддержке Центра «Социальная Механика».

Главный вывод исследования – удовлетворенность медицинской помощью по сравнению с допандемийным периодом в 2018-2019 гг. ухудшилась. Мнение граждан по этому вопросу по сравнению с I волной не изменилось. Эксперты более категоричны – по их мнению произошло ощутимое снижение уровня доступности медицинской помощи.

29,3% удовлетворены медицинской помощью в 2021 году, 35,1% – не удовлетворены. Уровень удовлетворенности медицинской помощью в сравнении с данными I волны практически не изменился.

Уровень удовлетворенности граждан получением медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях существенно ниже, чем в отношении стационарной помощи:

· доля граждан, удовлетворенных медицинской помощью в стационарах регионального или муниципального подчинения, составляет 44% (+1,9%)*, а федерального подчинения – 45,3% (-0,6%), не удовлетворены – 23,8% (+0,6%) и 20,6% (+0,6%) соответственно,

· в амбулаторно-поликлинических условиях: 29,2% (+3,8%) – удовлетворены, 32,9% (-2,8%) – не удовлетворены.

ТОП-5 проблем, с которыми граждане сталкиваются в поликлиниках:

1. Отказ в выдаче направления на инструментальные исследования (УЗИ, рентген и т.п.) при наличии устных рекомендаций врача (47,1%).

2. Долгое ожидание приема узкого специалиста после записи – более 14 рабочих дней (43,5%).

3. Долгое ожидание лабораторных исследований после их назначения – более 14 рабочих дней (42,2%).

4. Отказ в выдаче направления в специализированную федеральную клинику для лечения заболевания при наличии устных рекомендаций врача (40,1%).

5. Невозможность записаться на прием к терапевту/ педиатру/ врачу общей практики/ фельдшеру при первом обращении в поликлинику (36,1%).

Сравнение данных I и II волн позволяет сделать вывод о снижении уровня доступности медицинской помощи в первичном звене.

ТОП-5 проблем, с которыми граждане сталкиваются в стационарах:

1. Приобретение назначенных врачом лекарств за собственные средства – 47,4% (+0,4%).

2. Некорректное поведение медицинских работников – 39,2% (+0,0%).

3. Направление в стационаре на платные обследования или анализы перед госпитализацией – 39,1% (+3,4%).

4. Дополнительные расходы на платные услуги во время пребывания в стационаре – 34,7% (+4,3%).

5. Приобретение за свой счет расходных материалов – 33,0% (+1,4%).

Сравнение данных I и II волн говорит об отсутствии существенных изменений в качестве и доступности медицинской помощи в условиях стационара.

«Горячая линия» Всероссийского союза пациентов подтверждает общий вывод исследования (Всего за период с 1 сентября по 31 октября 2021 года было получено 640 обращений граждан с жалобами на качество медицинской помощи).

Наибольшей в структуре обоснованных обращений на «Горячую линию» ВСП оказалась доля обращений по неклассифицированным в мониторинге поводам – 30,9%.

Среди других причин обращений: жалобы на необоснованное превышение установленных сроков оказания медицинской помощи (26,3%), жалобы на нарушения при лекарственном обеспечении (20,2%), жалобы по поводу необоснованного отказа в оказании медицинской помощи (16,5%).

Исследование также позволяет сделать вывод о том, что информированность об источниках по вопросам прав на бесплатную медицинскую помощь низкая – лишь 26,2% опрошенных хорошо представляют, куда обратиться в случае необходимости, 21,3% не знают. Запрос на консультативную поддержку сформирован у 31,2% граждан.

Только у 15,9% опрошенных за последние три года есть опыт реальных обращений для защиты своих прав при получении медицинской помощи по полису ОМС.

Оценка результативности обращений граждан с жалобами на качество медицинских услуг невысока – в среднем 37,7% получают решение в результате обращений, в 38,6% случаев проблема не решалась, но были получены разъяснения и консультации по дальнейшему сценарию.

Отказы содействовать в решении проблем получал каждый четвертый гражданин – 25,5% опрошенных.

Наиболее результативной оказалась практика обращения граждан:

· к руководству медицинской организации: проблема была решена в половине случаев (53,9%),

· в региональные органы управления здравоохранением – проблема решена в 42,8% случаев,

· в Минздрав России (41,7%),

· в территориальные органы Росздравнадзора (41,2%).

Наименее результативной для граждан были обращения в следующие ведомтсва:

· Роспотребнадзор на федеральном уровне – 31,9%, получен отказ – 30,7%, остальные получили консультацию.

· Росздравнадзор на федеральном уровне: проблема решена -28,1%, получен отказ- 29,4%, остальные получили консультацию.

Результативность работы НКО пациентов с жалобами граждан находится на среднем уровне. НКО помогли решить проблему (37,1%), оказали консультацию и направили по нужному маршруту (38,9%). Граждане оценивают их результативность на уровне прокуратуры (37,1% и 34,1% соответственно).

По оценкам экспертов были сформулированы прогнозные предположения о перспективах позитивных и негативных последствий законодательной новеллы для пациентов и качества медицинских услуг в рамках ОМС.

Среди позитивных – повышение качества и доступности помощи в федеральных медицинских организациях (20,8%):

· Расширение возможности пациентов по самостоятельному обращению в федеральные центры, доступа пациентов в федеральные клиники.

· Увеличение финансирования федеральных учреждений для повышения качества медицинской помощи.

Негативные ожидания в экспертных оценках последствий нормативно-правовых изменений в системе обязательного медицинского страхования:

· отток лучших медицинских кадров в ФМО с увеличением дефицита кадров в других медицинских организациях (31,3% экспертов),

· рост числа обращений и жалоб пациентов по вопросам качества медицинской помощи в ФМО (27,1%),

· рост числа обращений и жалоб пациентов по вопросам качества медицинской помощи в регионах (25,0%).

Относительно снижения доступности медицинской помощи в ФМО эксперты заметили следующие проблемы:

· отсутствие понятной и прозрачной ситуации с очередями, квотами и прохождением внутренней комиссии на госпитализацию в ФМО,

· отсутствие у пациентов информации об адресатах обращений при нарушениях доступности помощи в ФМО, обращения в ФМО не дают решения проблем,

· снижение качества работы страховых медицинских организаций по защите прав пациентов из-за сокращения кадров в связи с сокращением финансирования,

· неготовность ЛПУ к увеличению нагрузки в связи с приростом числа пациентов.

Спектр негативных ожиданий включает также

· появление отказов на дорогостоящую медицинскую помощь,

· ухудшение доступности помощи пациентам, которые остаются проходить лечение в регионе.

Об исследовании

Исследование «Мониторинг обращений пациентов в связи с проблемами получения медпомощи в системе ОМС» проведено Всероссийским союзом пациентов и Центром «Социальная Механика» в 2 волны: 1 марта – 31 августа 2021 года опрошено 3130 жителей и 48 экспертов пациентских НКО из 83 субъектов РФ и 1 сентября – 31 октября опрошено 2320 жителей и 43 эксперта НКО из 80 субъектов РФ. Опрос репрезентативный населению РФ по полу и возрасту, ошибка выборки 1,75% и 2,03%.

Похожие статьи

НСА проинформировал Минсельхоз России о ходе урегулирования убытков аграриев…

Природные бедствия этого года повредили уже более 352 тыс. га застрахованных сельхозкультур, из которых 205 тыс. га приходится на регионы, в…

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «РБ Страхование» на…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности ООО «РБ Страхование» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный.

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «РБ Страхование Жизни»…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности ООО «РБ Страхование Жизни» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный.