- 20 августа, 2021
- 138
СберСтрахование и СберСтрахование жизни: аналитические комментарии
Спикер: Владислав Чезганов, руководитель центра стратегического анализа СберСтрахования
22 августа 2021 года вступает в силу закон, который позволит иностранным страховым компаниям открывать филиалы в России. Тем не менее, мы не ожидаем ажиотажного прихода крупных иностранных игроков и передела рынка. Во многом это объясняется небольшим объемом российского рынка страхования. По данным Банка России, в РФ работают 147 страховых компаний, которые в 2020 году заработали более 1,5 трлн руб. или 21 млрд долларов. В США, согласно информации S&P Global, только в 2019 году было зарегистрировано около 6 тысяч страховых компаний, а объем рынка оценивался в 1,32 трлн долларов.
Требования к филиалам иностранных страховщиков в законе приближены к условиям для российских компаний: они должны иметь лицензию, минимальный гарантированный депозит в 300 млн руб. (равно минимальному размеру уставного капитала) и обладать активами не менее чем 5 млрд долларов в рублевом эквиваленте. Им разрешено заниматься добровольными видами страхования, ОСАГО и перестрахованием, кроме страхования опасных промышленных объектов, а также сегментов страхования имущества и личного страхования силовых ведомств. Надзор за работой филиалов иностранных страховых компания будет осуществлять Банк России. Таким образом, в части законодательных норм, наше правительство предусмотрело ряд мер по защите российского страхового рынка.
Полагаем, что основная часть страховщиков, которые могут открыть филиалы, будет из Азии и Европы. Тем не менее, потребителю будет на руку появление любого количества новых игроков из-за усиления конкуренции на рынке. Это будет мотивировать компании совершенствовать условия для клиента: предложения, наполнение программ, сервис, цены. Наибольшее влияние на отечественный рынок могут оказать высокотехнологичные компании из Китая и Сингапура: страховщики будут цифровизировать и автоматизировать свои процессы быстрее, чем планировали, чтобы не отставать от лидеров направления. Это может стать дополнительным плюсом для клиентов, так как обслуживание станет проще и удобнее.
Спикер: Евгений Щекланов, административный директор СК СберСтрахование жизни
Приход иностранных страховщиков – начало ESG повестки в работе страховых компаний в России?
СберСтрахование жизни проанализировала ситуацию с выходом иностранных страховщиков на рынок России с точки зрения усиления ESG-повестки в работе страховых компаний.
Во-первых, выход азиатских страховщиков, со стороны которых мы ожидаем усиления конкуренции в первую очередь, принесет рынку новые технологии во всех направлениях: продажи полисов, урегулирования страховых случаев и досрочного расторжения. Это и новые каналы рекламы и продаж страховых продуктов – через такие приложения как TikTok, Aliexpress. Также есть предположение, что азиатские страховщики будут готовы урегулировать страховые случаи по электронным копиям документов, поданным через официальные приложения, т.к. на них слабо распространяются требования налоговой службы России о хранении первичной документации, подтверждающей наступление страхового случая. Это позволит значительно сократить использование бумаги при взаимоотношениях с клиентом, что соответствует актуальной повестке ESG.
Во-вторых, если, например, проанализировать работу за последние несколько лет крупнейшего страховщика жизни Китая – China Life Insurance, то можно сделать вывод, что в этой компании все бОльшая роль уделяется ESG. Это в первую очередь касается развития микрострахования, в частности медицинского страхования, доступного любому гражданину Китая. Это поддерживает социальную роль компании, придает China Life insurance большую роль в улучшении социального страхования граждан, поскольку правительство Китая приступает к постепенной приватизации здравоохранения и медицинского обслуживания. Также China Life имеет хорошую прозрачность ведения бизнеса – компания имеет листинг на трех фондовых биржах (Нью-Йорк, Гонконг и Шанхай). Как один из основных игроков на втором по величине рынке страхования в мире, China Life insurance задает стандарты ведения страхового бизнеса.
Если игрок такого масштаба примет решение о выходе на российский рынок, отечественных страховщиков это подтолкнет к аналогичным шагам – более плотному электронному взаимодействию с клиентом, развитию социально ориентированного страхования, повышению прозрачности ведения бизнеса.