- 5 апреля, 2018
- 147
Александр Гульченко: Самодельные взрывные устройства снова становятся излюбленным оружием террористов
Угроза использования террористами самодельных взрывных устройств возникла давно, но несмотря на ряд попыток, до взрыва в Манчестере в мае 2017 г. террористам не удавалось совершить успешный теракт в Европе с июля 2005 г. Запрещенные в РФ террористические организации ИГИЛ и Аль-Каеда призывали начинающих террористов использовать более простые методы – автомобили и холодное оружие, и большая часть терактов в Европе с 2013 г. совершалась с применением именно этих методов. Но в последнее время теракт с применением самодельного взрывного устройства становится все более вероятен.
Взрыв в Манчестере можно было бы считать исключением из общей тенденции о популярности более простых методов атаки если бы за ним не последовал теракт 15 сентября на станции Парсонс Грин. Оба теракта схожи по своим характеристикам: нацелены на места скопления людей, в качестве взрывчатого вещества использован пероксид ацетона, синтезированный из компонентов, находящихся в открытом доступе, оба смертника были жителями Великобритании иностранного происхождения, о которых было известно и полиции, и MI5. После двух этих терактов уровень террористической угрозы в Великобритании вырос до критической отметки. Главное отличие двух терактов – то, что у бомбы на станции Парсонс Грин был таймер, что может указывать на желание террористов совершить целую серию атак, а не одиночный взрыв.
Успешное использование самодельных взрывных устройств в двух атаках исламистов, которые произошли с разницей в 6 месяцев, потенциально говорит не только о том, как сильно выросли возможности террористов, но и о том, что полиция и MI5 работают на пределе своих возможностей в связи с возросшим уровнем угрозы. Важно, что ни Салман Абеди, ни Ахмед Хассан (ответственные за теракты в Манчестере и Парсонс Грин соответственно) не относились ни к одной из международных террористических организаций, но при этом скорее всего имели доступ к экстремистским медиа. Предыдущие теракты в Европе с применением взрывных устройств проводили ячейки ИГИЛа. Это может означать, что террористы-самоучки готовы проводить более комплексные атаки с применением самодельных взрывных устройств. Вне зависимости от этого удачные теракты будут мотивировать новых доморощенных террористов на то, чтобы последовать их примеру.
Теракты в Манчестере и Лондоне показывают относительную простоту, с которой экстремисты могут соорудить рабочее самодельное взрывное устройство из находящихся в свободной продаже ингредиентов и компонентов. Полиция и MI5 продолжают свои попытки уменьшить доступность и химических веществ-прекурсоров, и он-лайн инструкций по изготовлению взрывных устройств. «Сделать их приобретение более трудоемким должно стать приоритетом для поставщиков», отмечает Председатель РАТСП Александр Гульченко. «Компании, занимающиеся продажей прекурсоров, должны понимать, какой ущерб их репутации нанесет продажа этих химических веществ террористам, особенно если они проявили халатность при проверке покупателя. Компании должны знать о все более замысловатых методах террористов и должны принимать соответствующие меры по защите своих помещений и подготовке работников к такому развитию событий».
Российский антитеррористический страховой пул был учрежден 20 декабря 2001 года крупнейшими страховыми компаниями. На сегодняшний день в состав Пула входит 24 страховые компании. Общая перестраховочная емкость Пула – $ 240 000 000. Российский антитеррористический страховой пул – это единственное добровольное рыночное объединение на страховом рынке, успешно работающее без господдержки. Управляющая компания пула – Индустриальный страховой брокер.