• 14 мая, 2014
  • 120

Страховщики пока не ощутили на себе прямого влияния санкций, но опасаются негативных последствий в долгосрочной перспективе – Президент ВСС Игорь Юргенс

Принимаемые западными странами санкции в отношении России на данный момент прямого влияния на страховую отрасль не оказывают, говорится в сообщении пресс-службы ВСС. Сегодня эти санкции носят для представителей рынка в большей степени репутационно-имиджевый и символический характер. Но о некоторых негативных моментах можно говорить уже сейчас:

1.Обесценивание рубля.

Изменение курса национальной валюты приведет не только к росту издержек, номинированных в валюте, но и довольно сильно повлияет на и без того проблемный сегмент автострахования (один из ключевых сегментов рынка). Речь, прежде всего, идет о росте стоимости запчастей, которые традиционно привязаны к валютам – этот процесс мы уже наблюдаем на рынке сейчас. Вполне вероятно, что и стоимость нормочасов также будет повышаться. Как результат – рост убыточности автокаско.

2.Снижение капитализации

С начала года индекс РТС упал на 18%, что естественно сказалось и на инвестиционных портфелях страховщиков. На данный момент отчетность страховых компаний за 1 квартал еще не появилась и оценить окончательно влияние данного фактора пока невозможно, но очевидно, что на фоне не самых высоких ставок по депозитам, подобное снижение фондового рынка может привести к общему снижению активов страховых компаний.

Параллельно идет процесс «чистки» банковского сектора, в результате чего с рынка уходят довольно крупные банки, на которые приходилась пусть и небольшая, но все-таки значимая для отдельных компаний часть инвестиций. Общее развитие санкций в отношении России может потенциально ускорить процесс сокращения игроков банковского сектора, что может нанести дополнительный урон инвестициям страховых компаний.

3.Сокращение бюджетов предприятий

Процессы, происходящие сейчас в экономике, заставляют предприятия так или иначе пересмотреть свои подходы к своим издержкам. Практика показывает, что затраты на страхование попадают под сокращение в первую очередь. Таким образом, следует ожидать сокращения затрат на страхование и еще большего замедления развития рынка.

Развитие санкций

В то же время участники рынка заблаговременно анализируют возможные негативные сценарии развития ситуации с целью своевременного контроля и минимизации потенциальных рисков, способных стратегически повлиять на отрасль в целом.

В данный момент можно выделить несколько рисков, имеющих потенциал значительного отрицательного влияния на страховой рынок:

1.       Дальнейшее обесценивание рубля.

Дальнейшее обесценивание рубля может привести к критической ситуации в сегменте автострахования (хотя и сейчас положение рынка автострахования можно уже называть тяжелым).

2.       Перестраховочный риск.

В условиях применения санкций к России международные рейтинговые агентства пересматривают суверенные рейтинги страны и следом за ними – рейтинги страховых компаний, что отражается на позициях российских страховщиков на международном рынке и, в конечном счете, на объемах бизнеса входящего перестрахования и стоимости перестраховочной защиты.

Самый радикальный вариант развития ситуации – запрет на принятие рисков в перестрахование из России и соответственно – выплату возмещения. Представить такой вариант в целом довольно сложно, но отдельные точечные санкции вполне могут быть – прежде всего, в отношении конкретных лиц и принадлежащих им предприятий. Следует отметить, что зависимость российского рынка страхования от международного перестрахования крайне высока. Емкости российского рынка не хватает для принятия крупных рисков по промышленным предприятиям и крупным инфраструктурным проектам.

И в случае усиления санкций в отношении России у отдельных страховщиков могут возникнуть проблемы с получением перестраховочного возмещения по убыткам от западных перестраховщиков, если последние будут обязаны приостановить платежи в силу введенных санкций. Если у страховой компании, которой придется оплатить перестрахованный убыток за свой счет, будет не достаточно собственного капитала и внутренних денежных ресурсов, это повлечет ее банкротство.

«На данный момент санкции в большей степени влияют на самый проблемный сегмент рынка – автострахование. Причем влияние не прямое, а косвенное. В случае радикального сценария по санкциям существует риск сокращения корпоративного сегмента страхования – того сегмента, который пока приносит прибыль страховщикам и стабилизирует ситуацию на рынке. В случае жестких санкций, страховой рынок может оказаться в крайне тяжелой ситуации – без международного рынка перестрахования говорить о развитии корпоративного страхования не приходится. Таким образом, на рынке может фактически не остаться реально прибыльных направлений и деятельность всего рынка будет под большим вопросом», – подвел итог президент ВСС Игорь Юргенс.

Справка об организации:

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) является единым союзом профессиональных участников страхового рынка на федеральном уровне. Он призван координировать деятельность своих членов, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти.Свою историю ВСС ведет с 15 марта 1994 года, когда Всероссийским собранием страховых организаций и объединений был принят Устав Союза. 20 мая того же года Всероссийский союз страховщиков был зарегистрирован государственными органами и получил соответствующее свидетельство. Именно день 20 мая 1994 года считается днем основания Всероссийского союза страховщиков. Сегодня действительными и ассоциированными членами ВСС является более 190 страховых компаний России, в том числе крупнейших, обеспечивающих поступление 70% совокупной национальной страховой премии, региональные страховые ассоциации, участники инфраструктуры страхового рынка.

Похожие статьи

В Сбере рассказали, как упростить процедуру банкротства

Евгений Акимов, начальник Управления принудительного взыскания и банкротства Сбербанка, предложил упростить процедуры банкротства.

Второй такой СберКарты ни у кого не будет

С 28 по 30 июня в Москве будет работать кардтрак Сбера. Это зелёный фургон, в котором жители и гости столицы смогут…

В России появится первая платформа по обучению менеджменту знаний

Ассоциация российских специалистов и экспертов менеджмента знаний «КМ Альянс» в партнерстве с компанией Minervasoft, одним из лидеров рынка ИТ-решений в этой…