• 15 марта, 2021

68% российских банков не планируют рост операционных расходов в 2021 году

Несмотря на то, что 100% респондентов сообщили о влиянии пандемии на банковский сектор, по итогам 2020 года только для половины банков это влияние оказалось существенным. Наиболее заметное воздействие кризиса COVID-19 ощутили крупные банки (преимущественно государственные) с активами более 1 трлн рублей, тогда как для банков меньшего размера этот эффект оказался менее серьезным.

Геннадий Шинин, партнер EY, руководитель направления по предоставлению услуг компаниям банковского и финансового сектора в странах СНГ: «Для российских банков пандемия стала началом непростой и конкурентной проверки на способность к изменениям и адаптации бизнеса к новым реалиям. Последствия пандемии будут ощущаться рынком в течение ближайших нескольких лет как с финансовой, так и с операционной точки зрения. В целом российским банками удалось сохранить объемы и эффективность бизнеса. В конце первого и в начале второго квартала 2020 года банки ожидали снижения чистой прибыли более чем на 20% и снижения рентабельности капитала до 10%, тогда как по факту чистая прибыль уменьшилась лишь на 6%, а  рентабельность капитала оказалась на уровне 16% относительно 20% в 2019 году».

В 2020 году цифровые технологии стали одним из ключевых инструментов оптимизации затрат банков и повышения качества оказываемых услуг. Для обеспечения этих целей банки планируют продолжить развитие цифровых каналов взаимодействия с клиентами, доля продуктов, оформляемых через удаленные каналы, будет стремительно расти. Важную роль в развитии цифровизации продолжит играть регулятор, активно продвигающий на законодательном уровне такие проекты, как Система быстрых платежей (СБП) и использование биометрических данных для оказания финансовых услуг в удаленном режиме.

Томас Мартин, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора: «Большинство опрошенных банков (67%) планируют рост собственного бизнеса в 2021 году, для этого 68% российских банков планируют снизить операционные расходы. В основном операционная экономия будет достигаться за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов и повышения производительности труда. Ключевыми драйверами роста в 2021 году могут остаться государственные программы поддержки кредитования экономики, включая ипотеку, и кредитование малого и среднего бизнеса».

Многие банки пересматривают существующие бизнес-модели, что прежде всего выражается в сокращении продуктовой линейки, упрощении организационной структуры, внедрении гибкого подхода к внутреннему взаимодействию и работе в кросс-функциональных командах. В качестве мер по повышению операционной эффективности большинство банков-респондентов планируют развивать ИТ-системы и повышать эффективность бизнес-процессов, в том числе за счет автоматизации.

Дистанционный режим работы и кросс-функциональное взаимодействие стали для банков по всему миру жизнеспособной альтернативой традиционным способам работы. После снятия ограничительных мер, связанных с пандемией, большинство российских банков планируют оставить удаленный режим работы для отдельных категорий персонала. 68% банков планируют продолжить работу части сотрудников в удаленном режиме в будущем. Только ограниченное число банков отметило оптимизацию филиальной сети и офисных площадей в качестве приоритетного направления деятельности в 2021 году. При этом формат самих отделений и предоставляемые в них продукты и услуги будут существенно меняться.

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России: «Дальнейшая трансформация филиальной сети будет зависеть не только от изменений предпочтений потребителей по результатам ковидного года, но и от законодательных новаций, а также технической реализации единого цифрового пространства. Пока же банки существенно ограничены в возможности удаленной первичной идентификации клиентов».

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…