- 25 декабря, 2019
- 147
Дефлятор продемонстрировал предновогодний рост
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
Показатель официальной инфляции в ноябре продолжил положительную тенденцию прошлого месяца и по расчётам Росстата получил значение в 0,28%. По данным скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, дефлятор в ноябре повел себя идентично вектору инфляции и вырос на 0,41% по сравнению с ноябрем.
Годовые значения дефлятора и инфляции, т. е. накопленные за период с января по ноябрь, составили 3,1% и 2,7% соответственно. По сравнению с прошлым ноябрем рост инфляции замедлился, а рост показателя Дефлятора, наоборот, показывает ускорение.
Основным драйвером роста дефлятора в ноябре стал рост цен на товары, который составил 1,1% против прошлого периода. Цены на жилищно-коммунальные услуги и бензин в ноябре продемонстрировали стабильность. Однако, мы наблюдаем падение цен на отдельные группы товаров (сахар, часть плодоовощной продукции (апельсины, лимоны, свекла, капуста), курица, свинина), что и повлияло на низкий рост инфляции.
Методология
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.