- 11 марта, 2019
- 146
Февральские расходы празднуют рост
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в феврале в отличие от привычного снижения, как в предыдущие годы, пошли в рост. За месяц траты потребителей выросли на 1,9%, что почти пятикратно превосходит инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,4%. За год же расходы наших соотечественников прибавили 7,2%, что также опережает размер накопленной за год инфляции в 5,2%.
Таким образом, номинальные расходы россиян вышли на самый высокий уровень для февраля за все последние годы наблюдений. Более того, и реальные расходы, то есть очищенные от инфляции, также оказались самыми высокими за все годы наблюдений. Значение реальных расходов совпало с аналогичными данными за 2017 год и превзошло показатели остальных лет, когда проводились наблюдения.
Рост расходов в феврале, вероятно, связан не только с праздниками – Днем святого Валентина и 23 февраля, ради которых россияне делают дополнительные покупки. Рост среднего чека и увеличение доли затрат на продукты до 54% (после 53% в предыдущие два месяца и 50% три месяца назад) свидетельствуют о банальном росте цен, с которым не справляются уже никакие стратегии экономии.
Регионы
В феврале во всех регионах страны была зафиксирована положительная динамика изменения расходов. Только на Урале за месяц траты жителей остались на уровне января. В других же регионах рост составил от 1,3% на юге до 3,7% на северо-западе и 4,6% на Дальнем Востоке. В остальных округах траты выросли на 2,6-2,8%.
Относительно февраля прошлого года расходы во всех регионах страны также прибавили в объемах, хотя и с разной интенсивностью. Например, на Дальнем Востоке годовой рост оказался достаточно скромным – всего 1,9%. В центре страны динамика расходов также была зафиксирована на уровне значительно ниже, чем в целом по стране и составила 4,6%. В Приволжском округе (6,3%), на Урале (6,5%) и в Сибири (6%) расходы увеличились с превышением инфляции, но все же показали темпы роста ниже среднестранового показателя. Лидерами же в вопросе увеличения расходов в феврале относительно ситуации годичной давности показали себя жители юга страны, траты которых увеличились на 9,9%. А рекордсменами стали покупатели северо-запада, которые за год активировали свое потребление сразу на 15,5%.
Города
Столичные жители за месяц значительно прибавили в объемах своих расходов, опередив среднестрановые показатели. Так, в Москве повседневные траты потребителей увеличились на 2,6%, а в Питере – на 4,7%. Правда, в разрезе года в столице расходы жителей сократились на -2,5%. В северной же столице относительно февраля прошлого года расходы жителей, наоборот, выросли на 7%.
В остальных городах-миллионниках в феврале рост расходов составил 3%, а за год – 4,2%. В полумиллионниках за месяц траты жителей изменились на незначительные 0,7%. Зато годовой рост оказался равен 7,9%. В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей за последний зимний месяц расходы жителей выросли на 1,9%, а за год – на 11,3%.
Доходные группы
В феврале наиболее расточительными оказались россияне с низкими и высокими доходами, расходы которых выросли соответственно на 3,4% и 3,5%. Потребители же со средним достатком прибавили за месяц в своих тратах всего 0,6% относительно предыдущего месяца. В разрезе года низкодоходники увеличились свои расходы на 6,3%, среднедоходники – на 6,1%, а высокодоходники – на 7,2%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.