• 23 января, 2019
  • 123

Дефлятор проиграл инфляции

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

По итогам последнего месяца ушедшего года дефлятор оказался равен -0,2% при официальной инфляции в 0,8%. Напомним, что в 2017 году наблюдалась аналогичная картина – ноябрьский дефлятор оказался равен 0,4%, а в декабре он ушел в еще более глубокий минус, опустившись до отметки в -1%. Итак, почему же в декабре мы уже не первый год наблюдаем отрицательные значения индекса личной инфляции? Все дело в экономии. За счет большого количества предпраздничных промо-акций россиянам удается покупать привычные товары по сниженным ценам, что и выводит дефлятор в отрицательную зону.

Напомни, что по итогам ноября накопленные значения двух индексов – инфляции и дефлятора – пришли к одинаковым значениям в 3,4%, то по окончании года они опять разошлись. Дефлятор оказался на уровне в 3,1%, а официальная инфляция получила значение в 4,3%.

Итак, декабрьское значение дефлятора получило знак минус, в первую очередь, за счет экономии наших потребителей на покупке привычных товаров. В среднем в последнем месяце года они платили за них меньше на -0,6%, чем месяцем ранее. Средние цены на бензин, поднявшись на 0,2% в ноябре, в декабре отыграли обратно те же 0,2%. Услуги ЖКХ почти не изменились в цене.

По традиции в январе стоит ожидать скачка цен, а соответственно и роста уровня дефлятора. Напомним, что в предыдущие годы рост цен был обусловлен различными факторами, как то, рост курсов валют, введение дополнительных продуктовых санкций. В этом же году ожидается рост цен как минимум из-за повышения ставки НДС. Каким будет скачок личной инфляции в январе, покажет дальнейшие наблюдения.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Транспортные средства обнинского МАУ «Благоустройство» застрахованы ВСК

Калужский филиал Страхового Дома ВСК застраховал автомобили Муниципального автономного учреждения города Обнинска Калужской области «Благоустройство» (МАУ «Благоустройство») полисами ОСАГО.

«МАКС» вступил в Национальную страховую гильдию

Акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (АО «МАКС») вошло в состав членов Союза субъектов страхового дела «Национальная страховая гильдия».

«АльфаСтрахование» произвела первую страховую выплату по ДТП с участием…

Всего на данный момент поступило более 40 обращений от пострадавших в крупном ДТП трамваев в Кемерово.