- 22 октября, 2018
- 161
«Свободных денег» в сентябре прибавилось
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса свободных денег (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже). Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в сентябре объём «свободных денег» в среднестатическом российском домохозяйстве составил 21,9 тыс. руб., что на тысячу рублей больше, чем в августе.
Таким образом, среднегодовое значение Индекса «свободных денег» по итогам девяти месяцев составило 23,1 тыс. руб.. То есть значения Индекса по-прежнему превосходят показатели предыдущих лет и в отдельно взятых месяцах, и в среднем по году.
В последнем летнем месяце, по официальным данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения снизились впервые с начала года. При этом август традиционно несет дополнительную затратную нагрузку, в частности, по подготовке к новому учебному сезону. Соответственно, в результате снижения доходов и увеличения расходов в августе сократилось количество «свободных денег».
Сентябрь же дополнительной закупкой не столь обременен. И хотя россияне в первом осеннем месяце увеличили покупательскую активность в секторе товаров повседневного спроса, на привычных товарах, как свидетельствует дефлятор, им удалось сэкономить. Эти факторы, вероятно, и привели к небольшой прибавке в объёмах «свободных денег».
Объёмы «свободных денег» повысились во всех типах городов. Но если в миллионниках прирост оказался скромным по сравнению с августом и составил всего 500 рублей – с 27,3 тыс. руб. до 27,8 тыс. руб., то в пятисоттысячниках «свободных денег» в бюджетах жителей прибавилось куда существеннее. В этом типе городов объём свободных средств в сентябре составил 23,1 тыс. руб. против 21,4 тыс. руб. месяцем ранее. То есть прирост составил 1,7 тыс. руб. или 7,9%. В городах с населением от 100 до 500 тысяч человек объёмы «свободных денег» в домохозяйствах в сентябре увеличились на тысячу рублей, достигнув отметки в 15,6 тыс. руб.
Среднегодовое значение ИСД, напомним, в текущем году находится на более высоких позициях, чем в предыдущие годы. Но не столь важен абсолютный показатель индекса, сколько покупательская способность имеющихся у населения «свободных денег». Например, если ее рассматривать через призму возможности покупки на все свободные средства вермута Martini (1 л), то «свободные деньги» текущего года опять же оказываются на одной из самых высоких позиций покупательской способности за все годы наблюдений.
Только в 2014 году, когда среднегодовой объем «свободных денег» в российских домохозяйствах равнялся 17 тыс. руб., на все эти деньги можно было приобрести 29 бутылок знаменитого вермута. В текущем же году по итогам девяти месяцев покупательская способность «свободных денег» равняется 28 бутылкам. Во все промежуточные годы, которые, отметим, оказались наиболее сложными с экономической точки зрения, на все свободные средства можно было приобрести только 23 бутылки Martini.
Методика
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).
Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:
-
заработная плата с различными начислениями и доплатами;
-
пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
-
доходы от предпринимательской деятельности;
-
доходы от операций с личным имуществом;
-
другие виды доходов.
Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:
-
продукты питания;
-
непродовольственные товары повседневного спроса;
-
жилищно-коммунальные услуги;
-
бытовые услуги;
-
медицинские услуги;
-
услуги пассажирского транспорта;
-
услуги связи;
-
обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.