• 16 июля, 2018
  • 144

Россияне стали покупать меньше кофе, молока и шоколада

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, в июне индекс «Кофе с молоком» значительно снизился – на 4,5% или на 41 п.п., до отметки в 862 п.п. Этот показатель стал не только самым низким с начала года, но и наименьшим, начиная с июля 2015-го. Тогда индекс «Кофе с молоком» упал до 806 п.п.

По сравнению с маем, россияне сократили покупки всех продуктов, входящих в индекс, кроме воды. Её потребление выросло на 4,3%. Кофе в июне купили меньше на 2,9%, молока – на 4,7%, шоколада – на 6%.  Что касается цены, то вода также показала рост, правда, не очень значительный – на 1%. Всё остальное подешевело – кофе на 5,9%, молоко на 1,1%, шоколад – на 4%.

По сравнению с июнем прошлого года значения индекса снизились на 5,8%, с отметки в 915 п.п. На показатель повлияло, в первую очередь, падение продаж шоколада и кофе – на 5,3% и 3,6% соответственно. Значительно выросло только потребление воды – на 9,9%. Молоко прибавило всего 0,6%. Повлияло на индекс и изменение стоимости продуктов – все составляющие индекса подешевели. Вода – на 7,8%, кофе – на 6,5%, шоколадные плитки – на 6,4%, молоко – на 5,1%. 

Москва поддержала общий тренд на снижение индекса «Кофе с молоком». Правда, в столице оно было не таким значительным – на 1,2% или на 12,7 п.п., до отметки в 1020 п.п. В июне жители столицы покупали меньше молока и шоколада – на 8,4% и 7,8% соответственно. Зато покупки кофе и воды выросли более чем на 16%. Что касается цены, то по сравнению с маем подорожало только молоко – на 2,2%. Всё остальное подешевело, в первую очередь, вода – на 10,3%. Кофе упал в цене на 9,3%, шоколад – на 5,3%.

Зато снижение московского индекса по сравнению с июнем 2017 года оказалось гораздо существеннее – на 11,1%, с отметки в 1148 п.п.  Резкое падение объясняется уменьшением стоимости всех составляющих индекса. Упали и объёмы продаж – шоколада на 16%, кофе на 10,6%, молока на 0,2%. По сравнению с прошлым годом, покупать больше стали только воды – и то всего на 1,9%.

– В сравнении с июнем прошлого года, мы увидели значительное падение цен на товары, входящие в индекс. Больше других подешевел шоколад – на 6,9%, кофе упал в цене на 4,9%, молоко – на 3,5%, вода – на 1,4%. Эта тенденция объясняется конкурентной борьбой за потребителя, – комментирует руководитель практики панельных исследований Ромир Инна Афанасенко. – Ассортимент товаров растёт, в том числе, и за счёт того, что торговые сети активно выпускают собственные марки, в первую очередь, шоколад – при том, что количество покупателей шоколада и кофе не увеличивается. В этом случае производители стараются привлечь потребителя, в том числе и за счёт снижения цен на свою продукцию. 

Судя по индексу, в июне из необязательных покупок в приоритете у россиян оказалось только вода. Всё остальные товары потеряли, как в объёмах покупок, так и в цене. Падающий интерес к кофе, молоку и шоколаду объясняется, вероятно, сезонным фактором – летом воды пьют больше, в то время как кофе с молоком, так же, как и шоколад, предпочитают в холодное время года. Однако данные в сравнении с июнем 2017 года говорят об общей тенденции к сокращению покупок товаров, входящих в индекс. Вероятно, домохозяйства продолжают экономить на том, что не является предметом первой необходимости.

Неожиданный, на фоне общероссийской тенденции, июньский рост продаж кофе в Москве объясняется, вероятно, тем, что торговые сети именно в столице провели наиболее удачные акции по привлечению покупателей к данному товару. 

Индекс «Кофе с Молоком» рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчёта нового индекса является динамика цен и объёмов потребления 4 категорий товаров: кофе, молока, бутилированной воды и плиток шоколада. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.

Эти продукты были выбраны для расчёта, поскольку они не являются товарами первой необходимости и покупаются в случае наличия у домохозяйства свободных денег. Молоко в данном случае было выбрано как дополнительный индикатор.   

Почему кофе? Известно, что в России традиционно предпочитают чай. При этом чай пьют как с молоком, так и без, а кофе чаще всего именно с молоком. Таким образом, снижение продаж кофе в сочетании со снижением продаж молока является признаком того, что семья экономит.  

Почему вода? Бутилированная вода потребляется только при наличии достаточных для этого средств и является однозначным маркером благосостояния. Города, где качество воды не позволяет населению употреблять воду, которую подают городские сети, были исключены из расчётов.

Почему шоколад? В отличие от шоколадных батончиков и конфет, которые покупаются семьями для детей, плиточный шоколад всегда приобретается как дополнительный продукт и потребляется в первую очередь взрослыми.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».