- 20 июня, 2019
- 137
Скорейшее принятие закона о либерализации ОСАГО будет выгодно потребителям
Сейчас заканчиваются последние согласования законопроекта о либерализации ОСАГО. Минфин надеется, что он будет рассмотрен Госдумой в первом чтении в самом начале осенней сессии, пояснил Моисеев журналистам. Российский союз автостраховщиков (РСА) выступает за скорейшее приятие этого закона, сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
«Обсуждение этого важнейшего для рынка и страхователей документа идет уже почти три года, первая его версия была опубликована в 2016 году. Параметры реформы в ходе дискуссий и согласований с различными ведомствами претерпели значительные изменения, например, ушла вариативность полисов ОСАГО по срокам и лимитам, но зато появилось повышение лимита по ОСАГО за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Тем не менее, в законопроекте остались ключевые положения – повышенная гибкость и свобода тарифов, которая позволит компаниям устанавливать более индивидуальные и справедливые цены. Свобода тарифов – обязательный элемент цивилизованного страхового рынка во всех странах Запада, российский рынок тоже созрел для этого этапа», – считает Юргенс.
По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, страховщики уже показали готовность к цивилизованной конкуренции в интересах потребителей на первом этапе тарифной реформы – после расширения с 9 января 2019 года тарифного коридора в ОСАГО с 3432-4118 руб. до 2746-4942 руб. Средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 5,6%. «Мы видим, что страховщики получили бОльшую свободу в установлении тарифа, но ничего страшного не произошло – цена, наоборот, стала падать. Значит, дальнейшая либерализация еще больше «разгонит» конкуренцию, и потребитель от этого только выиграет», – считает эксперт.
При этом Алексей Моисеев отметил, что сроки вступления в силу норм закона о либерализации, вероятно, придется отложить на полгода, так как, прописывая переходные периоды в законопроекте, Минфин рассчитывал на его принятие к 1 июля. «Надеемся, что следующий этап реформы не будет откладываться в долгий ящик. В этом заинтересованы не только потребители, но и страховщики, учитывая тревожные тенденции 2019 года по нарастающей убыточности ОСАГО», – отметил Игорь Юргенс.
«Затягивание реформы чревато новым кризисом на рынке ОСАГО – разгульем недобросовестных автоюристов, проблемами с доступностью полисов и очередями в офисах страховщиков», – опасается юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.
Последняя версия законопроекта Минфина предусматривает поэтапное исключение коэффициента мощности автомобиля и территории его использования из формулы расчета цены полиса ОСАГО. Коэффициент территории Минфин предполагал отменить с 1 января 2020 года, коэффициент мощности автомобиля – с 1 октября 2020 года. Одновременно с отменой коэффициентов предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного ЦБ тарифного коридора на 30-40%. Также реформа предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того – возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов. Помимо этого, планируется с 1 января 2020 года повысить лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тыс. руб. до 2 млн руб., аналогично лимиту, который установлен по закону об обязательном страховании ответственности перевозчиков.