- 4 декабря, 2018
- 148
РСА: Коэффициент «возраст-стаж» будет иметь еще больше градаций для расчета справедливого тарифа в ОСАГО для каждого водителя
Последняя версия проекта указания Банка России, которая станет первым этапом в реформе по либерализации тарифов в ОСАГО, претерпела изменения. В частности, документ вводит более гибкую систему коэффициента «возраст-стаж» с более детальной градацией ступеней: вместо действующих четырех их будет 58. Ранее предполагалось ввести только 50 классов для расчета коэффициента. В результате для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, для молодых и неопытных — повышен. Так, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; а для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста.
«Нужно понимать, что средняя премия после изменения коэффициента «возраст-стаж» не изменится. Потому что на сколько для молодых водителей без опыта вождения и с большой аварийностью стоимость ОСАГО будет увеличиваться, на столько же для опытных и добросовестных водителей она будет уменьшаться. ЦБ РФ будет следить за страховщиками, чтобы не было необоснованного обогащения, поэтому эти пропорции должны быть сохранены», – сказал Евгений Уфимцев.
«Значение этого коэффициента в размере 1,87 для молодых и неопытных водителей все равно не обеспечивает покрытия всех убытков. Размер коэффициента «возраст-стаж» по автокаско для молодых водителей равен 2,5, а иногда доходит даже до 3. Но если также поднимать значение и для ОСАГО, то нужно будет делать равную скидку и для более опытных взрослых водителей, перераспределять премии по матрице равновесия рынка», – пояснил он.
Еще одним изменением в проекте указаний ЦБ РФ о расширении тарифного коридора стало введение нового расчета коэффициента «бонус-малус» не с 1 января 2019 года, а с 1 апреля.
«Наверное, мы действительно нуждались в трех дополнительных месяцах подготовки нашей информационной системы для расчета этого показателя. Нужно рассчитать коэффициент «бонус-малус» для каждого автовладельца, нужно поднять всю историю, все прошлые договоры, понять, как были присвоены более ранние коэффициенты, какой был убыток по этим полисам, чтобы выбрать самое низкое значение коэффициента. Для реализации всего этого нужно время», – сказал Евгений Уфимцев.
«При этом после изменения подхода к расчету коэффициента «бонус-малус» средняя премия по договору ОСАГО может быть снижена. Но среднюю премию при комбинации всех изменений – и тарифного коридора, и всех коэффициентов – трудно спрогнозировать. Мы ранее уже сообщали, что для 80% автомобилистов, которые не попадали в аварии и не нарушали ПДД, стоимость полиса может быть снижена, а для неопытных и аварийных молодых автомобилистов – повышена. Большинство наших водителей – это автолюбители старше 30 лет с водительским стажем 10 лет, и они могут получить скидку по ОСАГО. Более возрастные, но с меньшим стажем также могут рассчитывать на снижение стоимости. Но опять же, цену на полис будут определять сами страховщики. Многие из них уже сообщили конкретные регионы или их количество, где будут снижены цены на ОСАГО», – сказал исполнительный директор РСА.
Банк России 30 ноября сообщил о том, что совет директоров регулятора утвердил последнюю редакцию указания о начале масштабной реформы ОСАГО и направил ее для утверждения в Министерство Юстиции РФ.
В частности, указанием предусматривается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и 20% вверх.
Также указание вводит более гибкую систему коэффициента «возраст-стаж» и изменение расчета присвоения коэффициента «бонус-малус». Последний будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Новая система коэффициента «бонус-малус» закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.