• 29 февраля, 2024
  • 29

Курс на рост: как изменятся цены на дизтопливо в марте — прогноз «ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ»

О ситуации с ценами на дизельное топливо в России и мире рассказывает гендиректор маркетплейса нефтепродуктов «ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ» (резидент «Сколково») Сергей Терешкин.

Спрос на дизель вернулся к допандемийному уровню и, как ожидается, будет следовать типичным сезонным закономерностям. Спрос на это топливо выше в весенние и летние месяцы, чем в зимние, на большинстве рынков, в основном из-за сезонного увеличения интенсивности автотранспортного потока и объемов строительства.

Согласно прогнозу Минэнерго США, оптовая стоимость дизеля с поставкой с НПЗ в США вырастет в марте до $279,09 за галлон c $276,42 за галлон в феврале и $264 за галлон в январе. Мы также ожидаем, что стоимость дизельного топлива продолжит расти в марте, чему будет способствовать целый ряд факторов.

Первый – сокращение запасов

Запасы дизельного топлива в январе опустились ниже среднего сезонного показателя за десять лет по всей Северной Америке, Европе и Сингапуру, что оказало повышательное давление на цены. К концу января запасы дистиллятов в США были на 7% ниже среднего сезонного значения, в Европе – на 5% ниже 10-летнего среднего уровня, в Сингапуре – на 33% ниже среднего 10-летнего уровня.

Запасы дизеля в Европе, на крупнейшем мировом рынке дизеля, по прогнозам, сократятся с 242,4 млн баррелей в январе до 238,7 и 235,3 млн баррелей феврале и марте соответственно.

Второй – восстановление промышленности

Дизель широко используется в производстве, считаясь топливом, наиболее чувствительным к изменению делового цикла. Согласно последним статистическим данным, промышленные компании в США готовы вернуться к росту после неглубокого, но продолжительного циклического спада в 2022–2023 годах. В Европе также заметны признаки того, что «дно» спада уже позади и производственные сектора начнут восстанавливаться после еще более длительного и глубокого спада, вызванного скачком цен на энергоносители после начала кризиса на Украине в 2022 году.

В итоге мировые запасы дизтоплива, по прогнозам, останутся ниже среднего уровня и вполне могут еще больше сократиться, усиливая повышательное давление на цены.

Третий – сбой в поставках

В течение последнего года ни в одном регионе не наблюдалось устойчивого накопления запасов дизеля, несмотря на вялую динамику в промышленности. Поставки дистиллятов были нарушены из-за атак украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы в России и нападений хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе.

По оценкам, объем поставок дизеля в Европу в феврале уменьшится более чем вдвое, до 2,53 млн тонн по сравнению с 6,02 млн тонн в январе. После начала войны в Газе поставки с Ближнего Востока уже упали в два раза.

Перенаправление танкеров с востока на запад из Красного моря и Суэцкого канала по гораздо более длинному маршруту вдоль побережья Африки привело к тому, что миллионы баррелей дизельного топлива пока не достигли покупателей. Увеличение длины маршрута спровоцировало рост ставок фрахта и страховых премий, которые также способствуют удорожанию дизеля. Он дорожает постепенно, потому что пока не ясно, как долго продлится кризис в Красном море.

Крупнейшие судоходные компании – Moller-Maersk и Norden – констатируют, что ситуация в Красном море продолжает ухудшаться, несмотря на усилия Запада пресечь атаки хуситов.

Из-за этого европейские нефтепереработчики стали закупать нефть в Африке, в результате чего премия западноафриканских сортов нефти Forcados и Egina к международному эталону Dated Brent увеличилась с $4 и $6 в январе до $5 и $7 за баррель соответственно. Пока неясно, как долго продлится рост закупок африканской нефти, поскольку предстоящие ремонты на европейских НПЗ могут замедлить этот процесс.

Поставки дизеля в Европу сокращает не только Ближний Восток, но и Индия – экспорт оттуда упал в феврале более чем на 90% по сравнению с январем, до 18 тыс. баррелей в день. Отчасти это падение объясняется ростом стоимости доставки в западном направлении в январе. Из-за этого в январе отмечались огромные колебания спреда между ценами на дизельное топливо в Европе и Азии, торгующегося на бирже ICE; торговля инструментом достигла рекордного объема за отчетный месяц. В свою очередь, премия, которую европейские переработчики региона могут получить за производство дизельного топлива, к концу первой декады февраля обновила четырехмесячный максимум – $32,88 за баррель.

Удорожанию дизеля способствуют как санкции в отношении поставок нефти и нефтепродуктов из России, которые ограничивают предложение, так и атаки дронов на российские НПЗ. Несмотря на западные санкции, Россия по-прежнему экспортирует миллионы баррелей дизельного топлива, и сбой этих поставок влияет на мировой рынок. Экспорт дизеля из России упал в январе на 23% в месячном выражении.

Четвертый – спекулянты ставят на рост

Инвесторы уже отреагировали на удорожание дистиллятов и аккумулировали позиции, эквивалентные 56 млн баррелей в двух основных фьючерсных и опционных контрактах, привязанных к средним дистиллятам, по сравнению с 20 млн баррелей в середине декабря. На середину февраля число менеджеров, открывших позиции в эталонном европейском и американском контрактах на дизельное топливо, выросло до максимума с 2021 года.

Пятый – ремонтные работы на американских и европейских НПЗ

В первом квартале объем производства дизеля на европейских НПЗ, согласно прогнозам, составит 440 тыс. баррелей в день. Это на 110 тыс. баррелей в день меньше, чем в 2023 году, т.е. выпадающие объемы сопоставимы с последствиями простоя крупнейшего в регионе НПЗ.

Перерабатывающие мощности американских НПЗ, по оценкам, в январе и феврале сократятся на 10%, т.е. на 1 млн баррелей в день.

Россия

В российском правительстве считают, что стоимость дизеля в России сейчас стабильна. Тем не менее в марте рост цен на дизель возможен, но без резких скачков и в рамках инфляции. Это обусловлено тем, что власти обозначили в качестве приоритета поставки на внутренний рынок, а плановая модернизация НПЗ позволит стабильный выпуск топлива.

Власти смогут удержать удорожание дизеля в пределах инфляции посредством введения пошлин на вывоз и предотвращения картельного сговора местных производителей. Аварии на российских НПЗ могут сказаться лишь на экспортных поставках дизеля из-за ориентации властей на внутренний рынок.

Похожие статьи

Водители оформили 534 тыс. полисов ОСАГО на маркетплейсе Сбера…

Посетители маркетплейса Сбера оформили 534 тыс. полисов ОСАГО за первое полугодие 2024 года. Это на 36% больше, чем за аналогичный период…

Сертификаты Wildberries в подписке от Инго Экосистемы

Инго Экосистема улучшила подписку Инго Плюс — теперь подписчики могут тратить накопленный кешбэк на маркетплейсе Wildberries.

Сравни и ВСК: 88% страховых случаев по риску «стихийные…

Финансовый маркетплейс Сравни и Страховой Дом ВСК провели совместное исследование, чтобы узнать, как россияне относятся к страхованию от стихийных бедствий и…