- 2 октября, 2017
- 147
Первая международная конференция по независимому урегулированию страховых убытков. Москва.
Конференция, которая прошла 20 сентября на площадке отеля Метрополь, объединила экспертов в различных областях, связанных с урегулированием убытков: представителей страховых и перестраховочных компаний, страховых брокеров, риск-менеджеров предприятий, в том числе независимых лосс-аджастеров. Организатором встречи профессионалов по урегулированию убытков стала Национальная Ассоциация Страховых Аджастеров (НАСА, Россия) при поддержке Международной Федерации Аджастерских Ассоциаций (International Federation оf Adjusting Associations, IFAA), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российской национальной перестраховочной компании (РНПК).
Темы конференции охватили все аспекты, связанные с оценкой рисков и урегулированием страховых убытков – от вопросов нормативно-правовой организации деятельности по независимому урегулированию и вызовов, связанных с изменением экономической и технологической среды, до рассмотрения конкретных кейсов и технических подходов.
Урегулирование убытков: глобальная повестка для рынка и для государства
В первой секции, посвященной проблемам и перспективам развития отрасли оценки рисков в России и мире, время на выступление было отведено представителям отраслевых союзов и государства. Открыл конференцию доклад Мартина Шоркхубера, президента Европейской Федерации Экспертов по Урегулированию Убытков (European Federation оf Loss Adjusting Experts, FUEDI). Ключевой вызов для аджастерской профессии, по мнению г-на Шоркхубера, связан с влиянием новых технологий.
Если профессия лосс-аджастера уже получила признание в ЕС, то в России ситуация обстоит по-другому. Как рассказала заместитель Директора Департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, специальное правовое регулирование деятельности независимых лосс-аджастеров или любых узких специалистов по урегулированию убытков в стране отсутствует, хотя, по мнению представителя Минфина, участие таких специалистов при оценке объектов страхования и урегулировании убытков «крайне важно». В перспективе в РФ возможны три пути развития законодательного регулирования их деятельности, подчеркнула В. Балакирева: включение определенных норм в различные отраслевые акты, включение требований к сюрвейерам и аджастерам в профессиональные стандарты саморегулируемых организаций, формирование общих требований ко всем экспертам. Хотя третий путь менее вероятен, так как не был поддержан страховым сообществом, отметила представитель министерства.
С большим вниманием участники конференции заслушали доклад представителя аджастерского сообщества из США. Его сделал Чарльз Рейли, первый вице-президент Международного института страховых аджастеров (International Institute of Loss Adjusters) и одновременно глава насчитывающей 80-летнюю историю нью-йоркской аджастерской фирмы Edward R. Reilly & Со. В его презентации было отражено многообразие условий регулирования работы лосс-аджастеров в США, зависящих от законодательства штатов – в некоторых из них эта деятельность даже подлежит лицензированию. Образовательным стандартам для представителей этой профессии и регуляторным требованиям к участникам отношений между страховщиком и застрахованным было посвящено выступление Джонатана Кларка, президента Королевского института лосс-аджастеров Великобритании (Chartered Institute of Loss Adjusters), который одновременно возглавляет международный блок урегулирования убытков перестраховочной компании SCOR.
Одним из ведущих в данной секции выступал президент РНПК Николай Галушин. Глава государственного перестраховщика поставил вопрос после выступления М. Шоркхубера: существует ли в ЕС практика привлечения независимых лосс-аджастеров к оценке катастрофических убытков, ликвидация последствий которых требует внимания государства? Ответ, как отметил президент FUEDI, зависит от политики каждой конкретной европейской страны. Позже вопрос о том, как организовано урегулирование катастрофических убытков уже в США, возник у зала после того, как Ч. Рейли (IILA) озвучил предварительную оценку убытков от недавнего урагана Харви: от 30 до 50 млрд. долл. застрахованного ущерба и около 100 млрд. незастрахованного. У большинства штатов есть планы на случай катастроф, – пояснил докладчик.
В России, где планы и резервы на случай ЧС также имеются в каждом субъекте РФ, не покрытые страхованием убытки от ЧС за 5 лет почти достигают объема годового федерального бюджета. Такой подсчет провели эксперты Всероссийского союза страховщиков, сообщил в своей презентации вице-президент ВСС Максим Данилов. В этом году ВСС начинает крупнейший проект – создание для страны глобального риск-офиса на базе союза.
Выработка Russian Common Sense в промышленном страховании
В рамках второй сессии произошел переход к рассмотрению практических вопросов взаимодействия страхового рынка и независимых экспертов. В центре дискуссии оказалось страхование крупных промышленных объектов. Открывая сессию, Джонатан Кларк (CILA) обратил внимание на то, что сегодня все большее внимание уделяется риску перерыва в производстве. При урегулировании таких сложных убытков процесс будет длинным, дорогим и часто конфликтным, и применение лосс-аджастерам всегда найдется, выразил мнение со стороны страхователя директор Департамента страхования компании РУСАЛ Сергей Кожевников. То, что почва для разногласий в промышленном страховании имеется, подтвердили данные, которые привел заместитель генерального директора компании ООО «Аон Рус – Страховые брокеры» Владимир Лапшин. По его оценке, в морском страховании от риска потери фрахта примерно в половине случаев выплата страховщика превысила ожидания клиента. При страховании индустриальных активов ситуация совсем другая – в подавляющем большинстве случаев страховая выплата оказалась ниже, чем рассчитывал клиент.
Заместитель директора – начальник Управления страхования корпоративных рисков Департамента рисков и внутреннего контроля АО НК «Роснефть» Сергей Сафронов в ответ привел пример – опыт урегулирования аварии на Ачинском НПЗ (объемный взрыв и пожар на установке газофракционирования), которая в 2014 г. стала одной из крупнейших в России по размеру ущерба, так как привела к остановке важных производственных цепочек. Урегулирование убытка было осложнено тем, что существенно изменились макроэкономические условия (стоимость нефти, курс доллара) и было принято управленческое решение о восстановлении установки в другом месте и по новым техническим решениям.
В урегулирование было вовлечен широкий круг специалистов и экспертов как со стороны страхователя, так и страхового рынка. В процессе сторонами совместно была разработана модель учета и оценки всех факторов влияющих на расчет убытков полученных вследствие аварии. По словам риск-менеджера, «Роснефть» получила возмещение убытков досрочно до фактического восстановления пострадавшей установки, на основании достигнутых соглашений со страховым рынком, что позволило сократить ущерб от перерыва в производстве. Основная сумма возмещения была получена с международного рынка представляющего пула из 36 перестраховочных компаний. Важное место в этом процессе занимал лосс-аджастер, выполняя роль не только оценщика ущерба, но и модератора между страхователем и страховым рынком.
Тему взаимного доверия всех сторон урегулирования убытка, включая не только страховщиков, страхователей и перестраховщиков, но и лосс-аджастеров, продолжила Даниэла Зисер, вице-президент перестраховочной компании Swiss Re Europe. Из зала прозвучал вопрос относительно приоритетов перестраховщика: каких аджастеров предпочтительнее привлекать к оценке убытков – международных или локальных. Все зависит от обстоятельства каждого конкретного случая, ответила г-жа Д. Зисер, но что касается России – «здесь есть много локальных аджастеров».
Компания «Аон Рус – Страховые брокеры» работает практически со всеми лосс-аджастерами в России, подчеркнул Владимир Лапшин, при этом в 50% случаях компания «довольна тем, как строится работа». Что касается остальных случаев, то представитель брокера обозначил следующую проблему. Хотя сегодня лосс-аджастер все чаще включается в договор страхования на этапе его оформления, при наступлении страхового случая заключение лосс-аджастера зачастую не признается страховой компанией в качестве достаточного основания для страховой выплаты. Если речь идет о перерыве в производстве, то в 90% случаев после работы лосс-аджастера в процесс вступит отдел урегулирования убытков страховщика, отметил представитель брокера. Он также посетовал на то, что аджастеры не всегда занимают независимую позицию и могут склоняться на сторону страховой компании.
В то же время, его предложение ограничить участие аджастера в урегулировании только оценкой убытка, без анализа выплаты с точки зрения условий страхового договора, вызвало дискуссию. Так, представитель компании «АльфаСтрахование» отметил важность участия лосс-аджастеров в сложных договорах страхования торговых кредитов или морского страхования, где их консультационная помощь полезна для страховщика. По мнению Сергея Сафронова, присоединившегося к обсуждению, аджастер должен участвовать в процессе урегулирования убытка до конца – до полного согласия сторон.
Проблему прокомментировал выступивший с репликой из зала вице-президент АО «Марш-страховые брокеры» Максим Сапожников. По его словам, суть происходящих изменений в том, что процесс урегулирования становится все в меньшей степени зависим от западных перестраховщиков – смещается в сторону российского рынка. И в настоящее время российский рынок находится в стадии выработки собственных правил – “Russian Common Sense”, отметил представитель международного брокера.
Новые риски и новые угрозы
Вторая половина конференции была посвящена тематическим секциям, на которых были рассмотрены более подробно профессиональные вопросы, связанные с урегулированием конкретных убытков с участием лосс-аджастеров. Гвоздем тематической секции «Процесс урегулирования – в какой момент начинать?» стало выступление главного специалиста компании Hawkins Гарета Добинсона, который вызвал аплодисменты презентацией, посвященной урегулированию убытков, вызванных обрушением стеллажей с товарами на крупных торговых складах. Представленные им видео и фотоматериалы не только отличались зрелищностью, характерной для настоящих катастроф, но и предоставили участникам конференции важные для их профессиональной деятельности практические сведения. Не меньший интерес вызвала и презентация компании Belfor Europe GMBH, специализирующейся на техническом устранении последствий аварий на производстве, от которой выступил управляющий директор Эльвир Колак.
Выступление директора RGL Forensics Влада Прикметы привлекло особое внимание аудитории в связи с тем, что эта компания была непосредственным участником урегулирования одного из крупных промышленных убытков, которые обсуждались на первой части конференции. По словам В. Прикметы, эксперту важно уметь отстаивать свою позицию во взаимодействии и со страховщиком, и со страхователем. «Иногда есть давление с обеих сторон, но нужно придерживаться своих принципов и долга, чтобы оставаться независимыми», – подчеркнул представитель компании форензик бухгалтеров.
Особое отражение в последней секции, посвященной вызовам будущего, получила тема киберрисков. Президент американской компании TECO Services Том Мосс открыл ее развернутой презентацией. Согласно его данным, за последние 10 лет этот рынок получил активное развитие. В США, где киберстрахование появилось раньше других стран, объем этого рынка вырос со 100 млн. долл. страховой премии в 2006 г. до 1,5 млрд. долл. в 2016-м. Глобальный рынок страхования киберрисков в 2016-м оценивался при этом в 3 млрд. долл., отметил Т. Мосс. Но застрахованы при этом далеко не все риски: в целом годовой объем потерь от киберрисков в мире достигает 400 млрд. долл. Только 20% американских предприятий приобретает такое страховое покрытие. Рынок киберстрахования при этом остается крайне сложным и для страховщиков: отсутствуют стандартные формулировки полисов, статистика убытков пока минимальна, природу рисков оценить затруднительно. В то же время, экспозиция растет одновременно с распространением цифровых технологий: например, уже до 50% американских производств используют на своем оборудовании Интернет вещей.
Внедрение Интернета вещей в производство – фактор, который принципиально изменяет характер рисков на предприятиях, подчеркнул в своем выступлении вице-президент АО «Марш – страховые брокеры» Армен Гюлумян. По его мнению, рынок пока не до конца осознал масштаб этих изменений. Для киберрисков резко повышается вероятность кумуляции ущерба: маловероятно, что заводы одной компании в разных городах сгорят в один день, но подвергнуться одновременной кибератаке они могут. Перед киберрисками бессильны такие средства уменьшения вероятности наступления ущерба, как разнесение объектов на расстояние друг от друга, создание резервных линий снабжения и др. Для покрытия таких рисков может не хватить существующих страховых емкостей, которые сегодня считаются крупными, подчеркнул страховой брокер. Также пока неясно направление, в котором будет развиваться киберстрахование: будет ли оно включаться в комплексные полисы страхования промышленных рисков или жестко исключаться из них, с предоставлением страхового покрытия строго в рамках специализированных договоров. Есть проблема и с емкостями: так, по оценке брокера MARSH, в Европе всего около 30 андеррайтеров, готовых работать с киберрисками, и только треть из них готова рассматривать риски из России. Доступная емкость для защиты этих рисков оценивается несколькими десятками миллионов долларов, отметил А. Гюлумян.
Системы перестали быть изолированными – согласился с предыдущим докладчиком Андрей Суворов, руководитель по развитию продаж систем защиты критической инфраструктуры компании «Лаборатория Касперского». Он поделился с участниками конференции сведениями о готовящихся в цифровой отрасли проектах в области агрегации киберфизических систем, предполагающих еще более глубокое внедрение Интернета вещей в промышленное производство и более активное задействование возможностей обращение к производственным установкам по сети. Возникающие при этом риски не ограничиваются угрозой хакерских атак, подчеркнул А. Суворов: не менее опасны внутриофисные компьютерные инциденты, которые могут заблокировать работу производственных установок или повредить их.
Хакерские атаки – сами по себе достаточно серьезная угроза, следует из выступления Руслана Юсуфова, директора по работе с частными клиентами компании Group-IB. Данная компания вовлечена в расследование порядка 80% резонансных высокотехнологичных преступлений в России и активно привлекается к аналогичной работе за рубежом, поэтому у участников конференции была возможность услышать эксклюзивную информацию. По словам Р. Юсуфова, сейчас в хакерском сообществе преимущественно проявляется тренд организации атак на банки. Ежегодный объем хищений денежных средств посредством высокотехнологичных атак в России Group-IB оценивает в 5,5 млрд. руб.
Работа конференции была бы неполной без выступлений юристов. О разрешении страховых споров и особенностях судебной практики рассказал старший партнер компании CMS Леонид Зубарев. Тему продолжил, завершая мероприятие, адвокат Сергей Кислов – представитель компании «Ковалев, Тугуши и партнеры».
Организаторы благодарят спонсоров и партнеров Международной конференции«RISKS&CLAIMS-2017. Оценка страховых рисков и урегулирование убытков». Официальный спонсор – компания «Ингосстрах». Официальные партнеры – «Страховой дом ВСК» и CMS. Главный информационный партнер конференции – «Современные страховые технологии». Стратегический медиа-партнер – МИГ «Страхование сегодня». Информационные партнеры – «Агентство страховых новостей», Ассоциация профессиональных страховых брокеров, «Банковское обозрение», ИА «Интерфакс», Allinsurance.kz, Forinsurer.com, Korins.ru, XPRIMM.
Национальная ассоциация страховых аджастеров (НАСА) – первое в России профессиональное объединение организаций, специализирующихся на оказании услуг в области независимого урегулирования убытков, связанных со страховыми событиями. Создана в 2010 г. Объединяет около 50% всех участников аджастерского рынка России. Является членом Европейской Федерации Лосс-Аджастеров (FUEDI). В мае 2017 г. президент НАСА А. Богачев избран президентом Международной Федерации Аджастерских Ассоциаций (IFAA).