- 8 апреля, 2024
- 38
Банк «Открытие» и «Росгосстрах»: Great Wall и Geely отбирают рынок у АвтоВАЗа
Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) и страховой компании «Росгоссстрах» проанализировали результаты продаж китайских автомобилей в марте и I квартале 2024 года. По предварительным оценкам авторитейлеров, все вместе взятые китайские марки продолжали занимать в марте немногим более половины российского авторынка. Однако если доля всех брендов Chery держится на уровне 16%, то две другие ведущие группы из Поднебесной — Great Wall и Geely — понемногу отбирают рынок у АвтоВАЗа. Так, пять марок, обеспечивающих бизнес «Великой стены», получили за I квартал 13,4% рынка, на 4% больше, чем в январе-марте 2023 года. Geely за тот же период также прибавила — с 6,9% до 8,5% рынка. В то же время Lada сумела сохранить лишь 28% рынка, на 8% ниже, чем в I квартале 2023 года.
По официальным данным среди «китайцев» по итогам квартала лидирует марка Haval, которая нарастила продажи за этот период на 125% по отношению к январю-марту 2023 года, до 37,5 тыс. машин. Бренд продолжает выводить на наш рынок новые модели, довольно оперативно производит обновление имеющихся машин, принимает участие в льготных программах кредитования, заключает контракты со службами такси и каршеринга, разрешен для покупки в госструктурах.
Поэтому неудивительно, что сразу четыре модели марки имеют прописку в топ-10 самых продаваемых легковых машин России. Это кроссоверы Jolion (15,5 тыс. штук, +111% к I кв. 2023 года), F7 (5,7 тыс., + 89%) и Dargo (4,8 тыс., + 177%), а также паркетник M6 (7,8 тыс.), продажи которого начались в конце весны прошлого года. Кроме того, в рамках одного семейства Great Wall весной стали активнее развивать новые бренды Tank (6,6 тыс. машин), Wey (100 а/м) и Ora (27 машин). Не обделены вниманием покупателей и родоначальники «Великой стены»: продажи пикапов составили 1,7 тыс. а/м, + 86%. В целом к апрелю текущего года доля этой китайской группы возросла до 13,4% (+ 4% к январю-марту 2023 года).
У Chery (не в последнюю очередь за счет «распыления» клиентов по пяти суббрендам) результат квартала выглядит немного скромнее: 33 тыс. машин, +74 % к январю-марту 2023 года. Бестселлером марки вот уже второй год выступает одна и та же модель — кроссовер Chery Tiggo 7Pro (16,8 тыс. а/м за квартал, +144%). Родственник этой же модели новой российской марки Xcite X-Cross 7 уже проходит процесс пусконаладочной сборки на «Автозаводе Санкт-Петербург», прежде принадлежавшем Nissan.
В свою очередь, марка Omoda привлекла в I квартале 8,5 тыс. клиентов (+52%). Почти все продажи бренду продолжает обеспечивать кроссовер С5 (7,3 тыс. а/м, +30%). Продающиеся в тех же салонах машины еще одного нового бренда – Jaecoo – приглянулись 4,6 тыс. клиентаов. Марка анонсировала расширения модельного ряда, но в первые три месяца бизнес строился только на одном вседорожнике J7. Еще один родственник Chery — Exeed — отметился 7,7 тыс. сделок (+37%) за квартал. Марка расширила модельный ряд до пяти кроссоверов, но ее «аппетиты» в части доходности продолжают расти. Новый вседорожник VX пытаются продавать уже за 6,5-6,7 миллиона рублей. Суммарная доля рынка всех суббрендов Chery относительно стабильна – 15,5-16%.
И наконец, замкнувшая тройку лидеров чайна-марок Geely отчиталась о продаже 29,1 тыс. машин (+130% к I кв. 2023 года) и о росте доли рынка с 6,9 до 8,5%.
Однако еще порядка восьми тысяч автомобилей было реализовано в России за счет того, что дилеры и частные продавцы завозили их, минуя импортера, и предлагали по более заманчивым ценам. Локомотивом продаж продолжил выступать кроссовер Geely Monjaro. При этом за I квартал на учет было поставлено 13,7 тыс. этих машин, а через дистрибьютора прошло менее трети – 4,1 тыс. «штук».
В то же время немало китайских и родственных им брендов по-прежнему не считали нужным подавать в AEB какие-либо сведения. О бизнесе некоторых из них можно судить по уже обнародованным данным ППК. Так, Changan выдал электронные паспорта на 20,2 тыс. машин за квартал и показал за год более чем десятикратный рост продаж. Новую марку гибридов Li Xiang выбрали 8 тыс. клиентов. Три кроссовера еще одной новой марки Jetour разошлись общим тиражом в 5,1 тыс. машин. И, наконец, замкнувший десятку самых востребованных брендов китайско-белорусский Belgee вышел в I квартале на объемы бизнеса в 4,3 тыс. «штук».
Начальник Управления добровольного автострахования «Росгосстраха» Елена Федорова:
Также в оценке продаж китайских машин можно ориентироваться и на статистику страховщиков. «В прошлом году количество договоров каско, заключенных «Росгосстрахом» с владельцами китайских автомобилей, выросло на 236% в сравнении с показателем 2022 года. В топ-5 марок, страхуемых нами по каско, 4 позиции занимают авто из КНР: Cherry, Haval, Geely и Changan. Пока лидерами по этому показателю остаются отечественные авто, но есть все предпосылки для того, что концу 2024 количество застрахованных автомобилей из КНР и российских как минимум сравняется».
По итогам апреля лидеры в китайском сегменте останутся прежними – Haval, Geely и Chery. За счет агрессивной ценовой политики и широкого модельного ряда к ним вскоре может приблизиться Changan. За рамками этих групп наверняка вполне стабильно себя будут чувствовать GAC, BAIC и Voyah. А вот все остальные чайна-бренды едва ли пока смогут выйти на объемы более тысячи машин в месяц. Их дилерам без поддержек импортеров выживать России в условиях увеличивающейся конкуренции будет все более сложно.