- 8 декабря, 2021
- 136
Главный финансовый уполномоченный выступил на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации
В своем докладе Воронин представил результаты деятельности Службы финансового уполномоченного, а также выступил с рядом предложений по изменению действующей нормативно-правовой базы, которые позволят усовершенствовать работу института досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами.
За время работы института досудебного урегулирования споров (с 1 июня 2019 года) в Службу финансового уполномоченного поступило 417 832 обращений, вынесено 237 813 решений. Вместо 25 нормативных дней обращение в среднем рассматривается за 16 дней, что является абсолютно беспрецедентным по скорости рассмотрения по сравнению с аналогичными органами в мире, отметил Воронин.
«Служба финансового уполномоченного состоялась и заняла своё место в системе защиты прав потребителей финансовых услуг. Но наша практическая работа выявила и несовершенства в созданном механизме, которые необходимо устранить для повышения качества защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг», – продолжил Главный финансовый уполномоченный.
По его словам, необходимы законодательные изменения по расширению компетенции финансового уполномоченного при рассмотрении финансовых споров. В частности, предлагается наделить финансового уполномоченного правом снижать установленную законом или договором неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушенного обязательства со стороны финансовой организации, а также взыскивать компенсацию морального вреда. «Сейчас финансовый уполномоченный должен взыскивать неустойку во всех без исключения случаях в полном объёме. Это приводит к тому, что финансовые организации – будучи по существу согласными с решениями финансового уполномоченного – вынуждены в целях снижения неустойки обращаться в суд. Почти половина всех оспоренных финансовыми организациями наших решений приходятся на снижение неустойки», – пояснил Воронин.
Отсутствие права взыскивать компенсацию морального вреда создает негативный эффект неполной защиты нарушенного права на досудебной стадии, отметил Воронин. «И практически в половине случаев выигранных потребителем дел вынуждает их после финансового уполномоченного обращаться в суд с требованием о компенсации морального вреда», – сообщил Главный финансовый уполномоченный.
Часть предлагаемых изменений касается негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, предлагается включить в компетенцию финансового уполномоченного рассмотрение споров о незаконных переводах пенсионных накоплений, рассмотрение требований о назначении негосударственной пенсии, а также исключить ограничение по сумме требований в спорах потребителей с НПФ (в настоящее время 500 000 рублей).
В части процесса рассмотрения обращений предлагается наделить финансового уполномоченного правом направлять запросы потребителям финансовых услуг, связанных с рассмотрением их обращений; приостанавливать течение срока рассмотрения обращений в случае направления запросов в Банк России, органы государственной власти и т.д.; продлевать срок на предоставление документов и сведений, запрошенных у финансовой организации в случае если такая организация направила доказательства о невозможности предоставления запрошенных документов и сведений в установленный законом срок.
Совет по развитию финансового рынка в целом поддержал предложения о расширении компетенции финансового уполномоченного, но счел необходимым провести дополнительные обсуждения с законодателями и институтами гражданского общества.
Члены Совета также посчитали заслуживающими внимания часть других предлагаемых Главным финансовым уполномоченным изменений. В частности, это касается инициативы о недопустимости предоставления финансовыми организациями в суд доказательств, которые не были представлены финансовому уполномоченному. Это не касается случаев, когда обоснована объективная невозможность их предоставления финансовому уполномоченному на стадии досудебного урегулирования спора, по аналогии с порядком, который в настоящее время действует для предоставления доказательств в суд апелляционной инстанции. Члены Совета также поддерживают идею о недопустимости взыскания в пользу цессионария расходов, понесенных в связи с обращением к финансовому уполномоченному, а также взыскания с потребителя и финансового уполномоченного судебных издержек финансовых организаций, связанных с оспариванием решений финансового уполномоченного.
Совет также согласился с идеей проработать вопросы о возможности дальнейшего расширения полномочий финансового уполномоченного по ряду направлений. Это касается снятия лимита по суммам и видам требований, рассматриваемых финансовым уполномоченным; взаимодействия с субъектами финансового рынка, в настоящее время не обязанными организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным; выхода за пределы финансового рынка (например, рассмотрение споров по социальному страхованию, банкротству физических лиц).
Совет отметил также высокую социальную значимость и актуальность предложений Службы финансового уполномоченного о расширении перечня видов доходов, на которые не может обращаться взыскание в принудительном порядке. Так, Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин предложил распространить иммунитет на взыскание пенсий, получаемых заемщиками, но предназначенных лицам, представителями которых они выступают; средств материнского (семейного) капитала; субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Члены Совета по развитию финансового рынка, учитывая проделанную Службой финансового уполномоченного работу, а также существенное снижение нагрузки на судебную систему, констатировали, что институт финансового уполномоченного доказал свою эффективность как быстрый и простой механизм защиты прав потребителей финансовых услуг.