- 19 июля, 2011
- 152
Круглый стол «Проблемные кредиты: реструктуризация или взыскание?»
Реструктуризация или взыскание?
Взгляд профессионалов отрасли из Московской торгово-промышленной палаты
В Московской торгово-промышленной палате за круглым столом представители банковского сообщества обсудили актуальные вопросы, возникающие при урегулировании задолженности по кредитам. Круглый стол «Проблемные кредиты: реструктуризация или взыскание?» был организован Международным банковским клубом «Аналитика без границ» при поддержке Московской ТПП и ОАО АКБ «Связь-Банк». На заседании собрались более 70 участников профессионального сообщества, а также представители профильных СМИ.
Во вступительной речи генеральный директор МТПП Юрий Азаров отметил, что площадка Московской торгово-промышленной палаты становится регулярным местом встречи представителей банковского сектора, и что участникам кредитно-финансового рынка следует подумать о создании своего профессионального общественного объединения в рамках палаты, чтобы эффективнее реализовывать законотворческие предложения и решения по проблемным вопросам при содействии Московской ТПП.
В рамках тематики круглого стола был затронут широкий круг вопросов от оценки общего состояния кредитного портфеля российского банковского сектора экономики и тенденций в работе отечественных банков с просроченной задолженностью до представления законодательных новаций и новых инструментов работы с проблемными активами.
Оценку качества активов банковского сектора России в сопоставлении со странами СНГ представила Елена Редько, младший вице-президент – аналитик Международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service. По данным агентства пик проблемных кредитов (ссуды, просроченные свыше 90 дней, и реструктуризированные кредиты) в России наблюдался в третьем квартале 2010 года и составил 20% на фоне более высоких пиковых значений уровня проблемных кредитов Украины (40%) и Казахстана (50%). Елена Редько отметила, что в настоящее время банки России и стран СНГ испытывают положительный эффект от восстановления экономик в условиях сохранения высоких цен на сырье. По оценке Moody’s решение проблемы плохих займов в отдельных странах займет до пяти лет: в России – 2 года, Украине – 3-4 года, Казахстане 4-5 лет. К концу 2011 года агентство прогнозирует снижение уровня проблемных кредитов в России до 15%. В текущем году ожидается рост ссудного портфеля в России на 20%, Украине на 10-15%, Казахстане – 5%. По прогнозу Moody’s, начиная с 2011 года, эффект проблемных кредитов на P&L российских банков будет минимальным.
Генеральный директор Коллекторской компании ООО «ЭОС» Мариуш Клоска показал, как выглядит рынок кредитной задолженности на европейском пространстве. Так, по показателю средней задолженности в расчете на одного гражданина страны Россия занимает 18-е место, в пятерке лидеров – Ирландия, Испания, Великобритания (United Kingdom), Греция и Германия. По относительному показателю средней кредитной задолженности к ВВП лидируют Украина, Польша, Испания, Ирландия и Греция, Россия в этом списке на 19 месте.
Мариуш Клоска отметил, что общей тенденцией в работе с долгами в европейских странах стал более мягкий подход к должнику, этому процессу способствует действующее законодательство. Так, например, в Греции законом строго регламентировано общение с должниками, за нарушение закона коллекторские агентства могут быть оштрафованы на сумму до 0,5 млн. евро. В ряде стран Евросоюза получило распространение нововведение – получение исполнительного листа через Интернет, что значительно сокращает время, затрачиваемое на его оформление.
Об основных положениях нового российского законопроекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» доложила руководитель рабочей группы Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств по законотворчеству, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная. Законом, в частности, предусмотрены:
– звонки заемщикам не более трех раз в сутки во временном промежутке от 6.00 до 22.00;
– запрет на указание информации о долге на конвертах при отправке писем заемщикам;
– обязательное информирование заемщика о передаче долга в работу коллектору;
– обязательное и полное представление коллектора при общении с заемщиком;
– право заемщика отказаться от общения с коллектором (кроме письменных коммуникаций);
– административная ответственность за недобросовестные действия коллекторов;
– обязательное вступление коллекторов в профильные СРО;
– обязательное страхование ответственности на сумму от 5 млн. руб;
– невозможность кредитора привлекать более одного подрядчика для взыскания одного и того же долга;
– право коллекторов получать запрашиваемую информацию о заемщике в БКИ.
Ирина Поддубная сообщила, что в настоящее время проект закона рассматривается в профильных ведомствах и организациях.
Старший вице-президент Долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер описал текущую ситуацию на рынке проблемных активов, опираясь на собственные исследования агентства за период 2010 – 2011 гг. Так, результаты исследования показывают, что в текущем году объемы просроченной задолженности в абсолютном выражении стабилизировались, а в относительном значении сократились за счет возобновления банками активной кредитной деятельности. Изменяется портрет должника: если в 2010 году доля женщин составляла порядка 63 %, то в этом году соотношение мужчин и женщин приближается к равенству. При этом замечено, что женщины более дисциплинированные заемщики, чем мужчины.
По представленным данным просроченная задолженность по России в среднем увеличилась на 127 % в Q1- 2011 г. по сравнению с Q1- 2010 г. При этом в ряде регионов наблюдается её сокращение (Екатеринбург, Башкортостан, Новосибирск, Алтайский край, Казань, Кемерово, Н.Новгород, Омск, Саратов, Челябинск). Сергей Шпетер считает, что этот процесс связан с наращиванием производственной деятельности, созданием новых рабочих мест, развитием банковской инфраструктуры регионов. В других регионах, где ситуация не изменилась, наблюдается рост просроченной задолженности (Воронеж, Самара, Москва, Краснодар, Иркутск, Тюмень, Хабаровск, Новокузнецк, Приморский край).
Центральной темой обсуждения за круглым столом была тема приоритетных моделей взаимодействия банков и заемщиков при урегулировании задолженности. Как показало обсуждение, доминирующей моделью на сегодняшний день для многих банков становится не принудительное взыскание, а реструктуризация активов.
О ключевых проблемах реструктуризации кредитов рассказал заместитель директора Департамента по работе с проблемными активами ОАО АКБ «Связь-Банк» Максим Саблин. Он напомнил, что у банка существует четыре основных варианта работы с долгом: взыскать долг, продать долг, списать долг, провести реструктуризацию, а также их комбинации. Каждый из вариантов влечет для банка определенные издержки, которые снижают, а порой и превышают достигнутый в итоге финансовый результат. Взыскание долга, включая суд и исполнительное производство, требует значительных затрат при негарантированном результате; продажа и списание долга – как правило, являются фиксацией в том или ином объеме убытка, однако данные варианты нередко эффективнее, чем проведение процедуры принудительного взыскания. Реструктуризация же, а именно изменение первоначальных условий погашения долга, при меньших затратах позволяет достичь полного погашения задолженности, увеличения обеспеченности кредита, сохранения клиента. Однако реструктуризация возможна только при согласии клиента и наличии у него возможности и желания погашать кредит.
Докладчиком выделено три проблемных аспекта процесса реструктуризации: экономический (отсутствие для ряда случаев целесообразности для банка), юридический (риски оформления новых соглашений, технологически и юридически сложная процедура реструктуризации на стадии судебного и исполнительного производства, в том числе отсутствие возможности отказаться от иска без негативных последствий для банка) и организационно-технологический (проблемы организации процесса в банке). Чтобы реструктуризация заработала, Максим Саблин считает необходимым улучшать коммуникации между банком и заемщиком. Заемщик должен иметь возможность легко обратиться в банк и получить необходимую информацию. Внутри же банка целесообразно создать прозрачный и формализованный бизнес процесс состоящий условно из пяти стадий: направление заемщиком в банк типового заявления на реструктуризацию с приложением определенных документов, андеррайтинг заявки уполномоченным лицом, принятие решения по заявке, оформление реструктуризации, контроль исполнения достигнутых договоренностей. Срок принятия решения не должен составлять более 5 рабочих дней.
Руководитель департамента восстановления качества активов розничного банковского бизнеса ОАО «УРАЛСИБ» Ильшат Галимов рассказал, как организован в компании процесс возврата просроченной и проблемной задолженности. В ОАО «УРАЛСИБ» взысканием просроченной и проблемной задолженности занимается Бизнес-единица «Коллекторский бизнес», работа которой построена по принципу конвейера с четким разграничением зон ответственности каждого подразделения и этапов работы с активами. Работа команды «Коллекторского бизнеса» ориентирована на обеспечение добровольного погашения задолженности и реструктуризации долгов.
Директор департамента реструктуризации ОАО «АРИЖК» Сергей Калинин поделился опытом работы компании в деле восстановления ипотечных заемщиков. По статистике «АРИЖК» около 2% ипотечных заемщиков испытывают сложности с выплатой кредита вне зависимости от экономической ситуации в стране. Наиболее частыми причинами возникновения просроченной задолженности вне кризиса являются рождение ребенка, развод супругов и смена работодателя. При этом проблемы заемщика носят временный характер, и для восстановления платежеспособности заемщику требуется временная поддержка, но заемщики при ухудшении финансового состояния часто не обращаются к кредитору, а наоборот, скрываются от него. Сергей Калинин считает, что низкая финансовая грамотность населения является одним из основных факторов возникновения и усугубления проблем заемщика. При получении ипотечного кредита заемщики не понимают риски и не оценивают ипотечный кредит как долгосрочное обязательство. Притом, что ипотека имеет собственную специфику:
– длительный срок финансового обязательства (10-20 лет), в течение которого существует вероятность возникновения жизненных ситуаций, влекущих за собой снижение платежеспособности заемщика;
– несопоставимость размера ипотечного обязательства и доходов заемщика, что делает невозможным за короткий период времени исполнить обязательство перед кредитором за счет собственных доходов;
– несопоставимость иных активов домохозяйства для исполнения обязательств перед кредитором (все имущество внутри жилого помещения составляет не более 10-15 % от стоимости предмета ипотеки), а значит, невозможность мгновенно исполнить обязательство перед кредитором за счет реализации имущества.
По мнению Сергея Калинина, успешное восстановление ипотечного заемщика возможно при выполнении следующих условий:
– заемщик не боится обсуждать с кредитором свои проблемы;
– кредитор не пытается заработать на заемщике при реструктуризации;
– заемщику предоставлено время и посильный график для устойчивого восстановления доходов.
Сергей Калинин сообщил, что ОАО «АРИЖК» имеет опыт восстановления порядка 80% всех обратившихся ипотечных заемщиков.
Об участии банков в инвестиционных фондах рассказал партнер, управляющий проектами Группы компаний IMAC, Евгений Жук. При участии в закрытых ПИФ банки могут решать задачи перевода стрессовых активов c баланса кредитной организации, организации работы с проблемными активами через внешнюю структуру и привлечения в фонд внешних инвесторов.
В пользу разрешения финансовых споров внесудебными способами выступила представитель Центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков России Анастасия Егурнова. На примере Службы Финансового Омбудсмена Великобритании (The Financial Ombudsman Service) она показала преимущества финансового омбудсмена в рассмотрении жалоб, которые могут быть поданы в отношении ипотечных займодателей, эмитентов кредитных карт, кредитных учреждений и кредитных консультантов, организаций по взысканию просроченной задолженности, бюро кредитных историй и т.п.
В России процедура медиации (альтернативное урегулирование споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны — медиатора) закреплена Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". К преимуществам урегулирования финансовых споров с участием медиатора А. Егурнова относит возможность самостоятельного выбора посредника, контроль процесса принятия решения по урегулированию спора и выбор условий его разрешения.
О деятельности ОАО СК «РОСНО» по страхованию в рамках сотрудничества страховых компаний и банков рассказал заместитель руководителя Центра продаж через посредников ОАО СК «РОСНО» Борис Землянухин. Клиентами компании могут стать производители или поставщики товаров и услуг, заключившие сделки товарного кредитования. В этом случае «РОСНО» страхует риски длительного неплатежа или несостоятельности (банкротства) контрагента. «РОСНО» осуществляет программы страхования дебиторской задолженности клиентов банков при корпоративном кредитовании, безрегрессного факторинга (внутрироссийского и экспортного) и портфелей факторов. В настоящее время общая сумма предоставленных «РОСНО» кредитных лимитов на 2 481 дебитора составляет 34 млрд. рублей.
Президент Фонда национальных проектов Микаэл Дашян обратил внимание участников встречи на то, что нематериальные активы, к которым относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, должны учитываться в процессе реструктуризации и взыскания задолженности. Он привел в пример научно-производственные организации, где основным капиталом должны служить результаты интеллектуальной деятельности – права на разработки, ноу-хау, однако, в силу разных причин, они зачастую не ставятся на бухгалтерский учет. Микаэл Дашян подчеркнул, что интеллектуальная собственность является базовым элементом создания новой модернизированной экономики, в которой основное внимание уделяется инновациям, их защите и продвижению.
В целом круглый стол показал, что мировые тенденции развития банковского сектора имеют отражение и все больше проявляются на российском кредитно-финансовом рынке, внедряя цивилизованную культуру взаимоотношений между кредиторами и заемщиками.