• 23 июля, 2025

Искусственный интеллект — Excel XXI века

Сбер делает ещё один шаг к AI-трансформации: теперь базовые знания искусственного интеллекта обязательны как для действующих, так и для новых сотрудников. Требования к специфике таких знаний и навыков различаются в зависимости от профиля кандидата. Вакансии обновлены на карьерном портале «Работа в Сбере».

Для специалистов первой линии, которые напрямую работают с клиентами, ключевое требование — способность применять AI-инструменты для более эффективного решения повседневных задач. Речь идёт о базовых навыках работы с нейросетями — эти компетенции проверяются уже на собеседовании. Кандидатов спрашивают об использовании AI-инструментов в работе и повседневной жизни.

Специалистам аналитических и IT-направлений нужно иметь более глубокие знания. От них ожидают системной интеграции AI в профессиональную деятельность. Для проверки таких навыков на собеседованиях введены практические задания. Отдельное тестирование — фактчекинг и рерайтинг с помощью нейросетей.

Наибольшие требования предъявляются к разработчикам. Они должны не только свободно ориентироваться в AI-инструментах, но и понимать принципы их работы, а в идеале иметь опыт создания собственных AI-решений. Компетенции оцениваются на углублённых технических собеседованиях с профильными экспертами.

Руководителям высшего звена критически важно понимать возможности искусственного интеллекта и уметь принимать управленческие решения с опорой на данные, полученные с помощью интеллектуальных систем. Кросс-интервьюер проверяет инновационность и адаптивность кандидата на руководящую должность с учётом его знаний и опыта применения AI, который оценивается в комплексе и соотносится с требованиями к конкретной позиции.

От стажёров и студентов требуется только желание обучиться работе с AI — Сбер поможет научиться применять нейросети в работе. Банк берёт на себя в том числе образовательную функцию.

Если на собеседовании становится понятно, что кандидат ещё не сталкивался с искусственным интеллектом, банк готов его нанять, но с обязательным условием в период испытательного срока пройти базовые курсы Сбера по AI. Учитывая, что кассиры в отделениях банка работают с внутренней системой СБОЛ Pro, в которую встроен GigaChat, навык использования AI необходим.

Если специфика будущей работы кандидата никак не связана с использованием AI (уборщики, грузчики), то такие требования не предъявляются. Любой сотрудник Сбера может пройти базовые курсы использования AI в работе и повседневной жизни на платформе «Пульс».

Любопытно, что порядка 15% кандидатов-разработчиков ошибочно полагают, что их работа в банке будет связана исключительно с разработкой AI-решений, хотя обычно это касается использования готовых AI-инструментов для повышения эффективности.

В Сбере отмечают, что кандидаты нормально воспринимают требования по умению применять искусственный интеллект — это не вызывает вопросов. В целом в банке число откликов на вакансии растёт. Если в первом полугодии 2024 года в Сбер поступило 1,7 млн откликов, то за первые шесть месяцев 2025-го — уже 2,05 млн. Рост составил 20,5%.

Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«Искусственный интеллект — это бустер эффективности для каждого. Всё сложнее найти сферу деятельности, где AI-инструменты были бы бесполезны. В своей работе я использую AI постоянно — это помогает больше успевать и принимать более качественные решения. И мы видим, что сотрудники, которые владеют этими технологиями, демонстрируют более высокую производительность, причём иногда кратно более высокую. Поэтому мы заинтересованы в людях, умеющих применять AI и в работе, и в жизни. Если 30 лет назад в резюме часто встречалась фраза “Уверенный пользователь ПК”, то сегодня требуются уверенные пользователи искусственного интеллекта».

Банк продолжает совершенствовать систему оценки AI-навыков кандидатов, параллельно развивая профильные образовательные программы для команды. В зависимости от специальности в Сбере можно пройти обучающие курсы на платформе «Пульс»: «Введение в ИИ-агенты», «Работа с LLM GigaChat», «Генеративное искусство», «Введение в искусственный интеллект», «Погружение в AI», «Генерация видео», «Генерация аудио», «Машинное обучение», «Проектирование архитектуры решений на базе технологий AI», «Разработка мультиагентных систем для ИТ-архитекторов», «Промпт-инжиниринг в анализе данных», «Нейронные сети и глубокое обучение» и другие.

Особое внимание уделяется интеграции корпоративных разработок в сфере генеративного искусственного интеллекта, таких как GigaChat, в бизнес-процессы. Например, Сбер внедряет мультиагентные AI-системы в инкассацию для ещё более безопасной и эффективной перевозки денег и ценностей. AI-помощников планируется использовать на всех этапах — от подготовки бригад перед выездом на маршруты до взаимодействия с клиентами.

Комплексный подход позволяет Сберу не только соответствовать вызовам цифровой эпохи, но и задавать новые стандарты работы в финансовом секторе.

Похожие статьи

Страховой Дом ВСК подписал соглашение о сотрудничестве в сфере…

Страховой Дом ВСК и «Открытая мобильная платформа», российский разработчик операционной системы Аврора, подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в области информационных технологий.

Группа Arenadata и РНПК стали стратегическими партнёрами

Группа Arenadata и Российская Национальная Перестраховочная Компания (РНПК) заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве на форуме инновационных финансовых технологий Финополис 2025.

НКР подтвердило наивысший кредитный рейтинг Сбера

Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг Сбера на наивысшем уровне AAA.ru. Прогноз по рейтингу остался стабильным.