- 14 декабря, 2018
- 156
Годовые значения дефлятора и инфляции поравнялись
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
В ноябре дефлятор получил значение 0,4% при официальной инфляции в 0,5%. Близость месячных значений дефлятора и инфляции достаточно редкое явление. Но совпадение накопленных значений двух индексов вообще встречается впервые. Так, с начала текущего года значение дефлятора и инфляции достигло отметки в 3,4%.
В предыдущих обзорах потребительского поведения россиян мы писали, что по итогам ноября общие повседневные расходы наших соотечественников увеличились за месяц на 3%, а средний чек вырос на 4,6%. С одной стороны увеличение объемов потраченных денег можно объяснить началом предпраздничной закупки, которую ежегодно практикуют наши потребители. С другой же стороны рост цен никто не отменял.
Согласно официальной статистике цены на товары повседневного спроса выросли в ноябре на процент. По данным, полученным с помощь скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, россияне платили за привычные товары на 0,8% дороже, чем месяцем ранее. Услуги ЖКХ почти не изменились в цене, а вот бензин медленно, но верно продолжает дорожать. В ноябре россияне за него платили на 0,2% дороже, чем в октябре.
Как мы и писали месяцем ранее, россияне при всей своей экономии не в силах противостоять росту цен. Поэтому и дефлятор сдает позиции относительно инфляции. Не исключено, что по итогам года индекс личной инфляции россиян опять, как и во многие предыдущие годы, окажется выше официальной инфляции.
Методика
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.