• 14 декабря, 2018

Годовые значения дефлятора и инфляции поравнялись

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

В ноябре дефлятор получил значение 0,4% при официальной инфляции в 0,5%. Близость месячных значений дефлятора и инфляции достаточно редкое явление. Но совпадение накопленных значений двух индексов вообще встречается впервые. Так, с начала текущего года значение дефлятора и инфляции достигло отметки в 3,4%.

В предыдущих обзорах потребительского поведения россиян мы писали, что по итогам ноября общие повседневные расходы наших соотечественников увеличились за месяц на 3%, а средний чек вырос на 4,6%. С одной стороны увеличение объемов потраченных денег можно объяснить началом предпраздничной закупки, которую ежегодно практикуют наши потребители. С другой же стороны рост цен никто не отменял.

Согласно официальной статистике цены на товары повседневного спроса выросли в ноябре на процент. По данным, полученным с помощь скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, россияне платили за привычные товары на 0,8% дороже, чем месяцем ранее. Услуги ЖКХ почти не изменились в цене, а вот бензин медленно, но верно продолжает дорожать. В ноябре россияне за него платили на 0,2% дороже, чем в октябре.

Как мы и писали месяцем ранее, россияне при всей своей экономии не в силах противостоять росту цен. Поэтому и дефлятор сдает позиции относительно инфляции. Не исключено, что по итогам года индекс личной инфляции россиян опять, как и во многие предыдущие годы, окажется выше официальной инфляции.

Методика

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) — ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…