- 16 января, 2019
- 146
Россияне потратились по-крупному
В декабре 2018 года исследовательский холдинг Ромир в рамках всероссийского опроса* поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2013 года, что позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян и их потребительские настроения в целом.
Согласно полученным результатам, за последний год россияне увеличили свои расходы практически во всех категориях. Исключением стала бытовая техника и электроника, которая уже третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику – с 13% в 2016 до 7% в 2018. Вдвое – с 31% до 15% – сократилось число семей, которые не совершали никакие крупные траты за последнее полугодие.
Итак, за последний год больше всего увеличилась доля россиян, изрядно потратившихся на покупку одежды и обуви – с 30% до 51%. Драйверами роста в этой категории стали молодые респонденты 18-24 лет – среди них 68% тратили на одежду в 2018 году.
В два раза выросла доля россиян, потратившихся на медицинские услуги – с 15% до 31%. В основном такой вариант ответа указывали женщины и респонденты старше 60 лет.
В ушедшем году каждый пятый россиянин (21%) потратил существенные средства на отдых. Таким образом, число россиян, выделивших существенные средства на путешествия, выросло вдвое по сравнению с предыдущим 2017 годом и вернулось к показателю 2014 года.
Ремонтом квартиры или загородных домов дач в 2018 году занимались 13%, что на 4% больше, чем в предыдущий период. Аналогичный рост на 4% – с 7% до 11% – зафиксирован и в вопросе покупки новой мебели. То есть и в этом случае показатели вернулись на докризисный уровень 2014 года.
Если в целом на бытовую технику россияне в прошлом году тратились менее охотно, чем в предыдущие годы, то число респондентов, купивших новые смартфоны, увеличилось ощутимо – с 9% в 2017 году до 15% в 2018.
В автомобильном вопросе сложилась следующая ситуация. Число россиян, купивших авто в прошлом году, незначительно, но сократилось по сравнению с предыдущим годом – с 4% до 3%. При этом логично выросло число тех, кто тратил значительные средства на ремонт авто – с 6% в 2017 году до 10% в 2018. То есть россияне предпочитали вкладывать деньги в ремонт, но не в покупку.
В рамках статистической погрешности выросло количество россиян, потратившихся на образование (с 8% до 9%) и развлечения (с 6% до 7%). Число россиян, приобретавших жилье в прошлом году, осталось на уровне прежних лет – 2%. А вот доля респондентов, покупавших ювелирные изделия, в прошлом году выросла до 3%, что сопоставимо с показателем 2015 года и выше уровня двух предыдущих лет.
Россияне серьезно перевыполнили планы по расходам. В частности, вместо четвертой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершила половина опрошенных – 51%. На медицинские расходы потратилась почти треть россиян вместо планировавших их 14%. Превышение расходов заметно и в других категориях – отдых (9% против 21%), ремонт (7% против 13%), развлечения (4% против 7%), смартфоны (5% против 15%), мебель (5% против 11%), ремонт автомобиля (4% против 10%).
Совпали заявленные планы и реально совершенные покупки лишь по статье покупки квартиры или дачи – 2%. Немного меньше запланированных оказались расходы россиян на покупку нового автомобиля (4% против 3%) и бытовой техники и электроники (8% против 7%). Однако большинство россиян не смогли удержать свой кошелек на замке – 42% не планировали совершать крупные покупки, но лишь 15% смогли это сделать.
Если говорить о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о намерении по снижению своих потребительских аппетитов. Так, каждый четвертый опрошенный (25%) заявил, что не собирается тратить деньги на крупные покупки. Также россияне планируют значительно снизить расходы на одежду, медицину, отдых, покупку смартфонов. По остальным статьям разница между сделанными покупками и планами находится в предела статпогрешности.
Теме не менее, по некоторым видам расходов не всегда получается их запланировать и с точностью реализовать. В частности, это касается медицины, ремонта авто, покупки бытовой техники или смартфонов, ремонта, хотя бы частичного, в квартире.
*В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.