- 23 января, 2019
- 146
Дефлятор проиграл инфляции
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
По итогам последнего месяца ушедшего года дефлятор оказался равен -0,2% при официальной инфляции в 0,8%. Напомним, что в 2017 году наблюдалась аналогичная картина – ноябрьский дефлятор оказался равен 0,4%, а в декабре он ушел в еще более глубокий минус, опустившись до отметки в -1%. Итак, почему же в декабре мы уже не первый год наблюдаем отрицательные значения индекса личной инфляции? Все дело в экономии. За счет большого количества предпраздничных промо-акций россиянам удается покупать привычные товары по сниженным ценам, что и выводит дефлятор в отрицательную зону.
Напомни, что по итогам ноября накопленные значения двух индексов – инфляции и дефлятора – пришли к одинаковым значениям в 3,4%, то по окончании года они опять разошлись. Дефлятор оказался на уровне в 3,1%, а официальная инфляция получила значение в 4,3%.
Итак, декабрьское значение дефлятора получило знак минус, в первую очередь, за счет экономии наших потребителей на покупке привычных товаров. В среднем в последнем месяце года они платили за них меньше на -0,6%, чем месяцем ранее. Средние цены на бензин, поднявшись на 0,2% в ноябре, в декабре отыграли обратно те же 0,2%. Услуги ЖКХ почти не изменились в цене.
По традиции в январе стоит ожидать скачка цен, а соответственно и роста уровня дефлятора. Напомним, что в предыдущие годы рост цен был обусловлен различными факторами, как то, рост курсов валют, введение дополнительных продуктовых санкций. В этом же году ожидается рост цен как минимум из-за повышения ставки НДС. Каким будет скачок личной инфляции в январе, покажет дальнейшие наблюдения.
Методика
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин. *(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 0 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.