• 24 января, 2019
  • 141

«Свободные деньги» выросли в полтора раза

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в декабре Индекс «свободных денег» показал традиционный для конца года скачок вверх. Объем свободных денег в среднестатистическом российском домохозяйстве достиг объема в 36,7 тыс. руб.. Таким образом, за месяц ИСД вырос более чем в полтора раза. Годовой же рост Индекса составил 20%.

Ежегодно в декабре объемы «свободных денег» в российских семьях резко увеличиваются. Казалось бы, перед праздниками и каникулами наши соотечественники совершают дополнительные покупки как продуктов, так и подарков, и «свободных денег» должно оставаться меньше. Но не стоит забывать про выплату различных премий, бонусов, так называемых 13-х зарплат, что и выводит Индекс на такую высокую отметку.

Таким образом, по итогам года Индекс «свободных денег» достиг среднегодового значения в 24,2 тыс. руб.. Это самый высокий показатель за все годы наблюдений. Более того, это самый  стремительный рост в течение года по сравнению с динамикой предыдущих лет.

В декабре объемы «свободных денег» выросли во всех типах городов приблизительно одинаково – на 53-58%. Однако куда любопытнее годовое изменение ИСД в различных типах городов. При кажущемся высоком показателе Индекса в миллионниках за год он вырос всего на 3,3%, что не дотягивает даже до уровня официальной инфляции за период. Куда более существенный рост в разрезе года был отмечен в пятисоттысячниках, где объемы «свободных денег» выросли на 18%. А в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек в конце прошлого года относительно декабря 2017 года «свободных денег» стало больше на четверть.

Однако каким бы ни был номинальный рост объемов «свободных денег», реальная их стоимость скорее выражается через покупательскую способность.  В канун Нового года одним из традиционных и универсальных подарков становится шоколад. Рассмотрим покупательскую способность «свободных денег» за все годы наблюдений через призму возможности приобретения шоколада «Аленка» в 100-граммовой упаковке.

Итак, в связи с ростом величины свободных средств в ушедшем году резко выросло и количество возможных к приобретению на все эти деньги шоколадок «Аленка» – 469 штук. Более четырех сотен плиток можно было купить на все «свободные деньги» только в 2014 году – 426 штук. Самые же низкие показатели покупательской способности «свободных денег» через покупку шоколада «Аленка» были зафиксированы в 2016  году, когда на все деньги можно было купить всего 210 плиток.

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт или отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т.п.).

Индекс свободных денег рассчитываются как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитывается на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;

  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;

  • доходы от предпринимательской деятельности;

  • доходы от операций с личным имуществом;

  • другие виды доходов.

Для расчета индекса свободных денег все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;

  • непродовольственные товары повседневного спроса;

  • жилищно-коммунальные услуги;

  • бытовые услуги;

  • медицинские услуги;

  • услуги пассажирского транспорта;

  • услуги связи;

  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Почти 700 детей семей сотрудников сферы здравоохранения, эвакуированных из…

По итогам организованного Союзом медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» совместно с Российским Красным Крестом (РКК) сбора средств для помощи детям семей…

СК «Абсолют Страхование» получила награду в рамках Форума лидеров…

Страховая компания «Абсолют Страхование» приняла участие в десятом ежегодном Форуме лидеров страхового рынка, который прошел 31 октября в московском Центре международной…
РЕСО-Гарантия застраховала участников турнира китайских боевых искусств

РЕСО-Гарантия застраховала участников турнира китайских боевых искусств

27-30 октября в Москве проходил международный фестиваль китайских боевых искусств «Легенды кунг-фу».