- 10 апреля, 2019
- 134
Расходы в марте продемонстрировали рекордный рост
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в март достигли наивысшего показателя за все годы наблюдений, прибавив за месяц сразу 11%. О сравнении с месячной инфляцией, рассчитанной Росстатом в размере 0,3%, даже не стоит говорить – рост расходов многократно ее превзошел. И даже годовое увеличение общего объема трат в марте оказалось выше накопленной за год инфляции, что случается в последнее время крайне редко. Так, за год общие расходы россиян относительно марта прошлого года выросли на 7,7% при размере официальной инфляции в 5,3%.
Таким образом, и реальные, то есть «очищенные от инфляции», расходы впервые за многие месяцы оказались на самой высокой позиции как для мартовских значений, так и в сравнении с другими месяцами. Исключение составляют только декабрьские пики.
Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин отмечает, что аналогичная ситуация с ростом расходов в марте наблюдалась и в прошлом году, тогда как в предыдущие годы динамика была куда скромнее. «На резкий рост расходов в первом весеннем месяце, безусловно, оказывает влияние наличие первого весеннего праздника – 8 Марта. Также на первую неделю месяца пришлась Масленица. То есть россиянам пришлось изрядно потратиться, причем на фоне растущих цен. Последствия увеличения НДС продолжают сказываться. С учетом того, что за месяц размер среднего чека сохранился почти без колебаний, прибавив всего один рубль, напрашивается вывод, что наши соотечественники посещали большее число торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. Единовременно за одну покупку чек остался неизменным, однако их частота увеличилась, что и привело к резкому росту расходов», – пояснил он.
Регионы
Расходы в марте изрядно выросли во всех регионах страны. Пожалуй, только на юге увеличение трат оказалось ниже общего уровня и составило 7,1%. В остальных же округах ситуация выглядит следующим образом. В Центральном ФО рост расходов составил 11%, на северо-западе и в Приволжском округе – по 11,9%. Сибиряки потратили в марте на 12,6% больше, чем месяцем ранее, а вот жители Урала показали рекордное увеличение своих ежедневных трат – на 16%.
В разрезе же года динамика показала разную интенсивность в разных регионах, но везде выше накопленной за год инфляции. Только в центре страны годовой рост расходов чуть-чуть не дотянул до размера годовой инфляции, составив 5,2%. В Приволжском округе и в Сибири рост повседневных трат жителей оказался равен 6,3% и 6,5% соответственно. Потребители юга страны прибавили за год в своих расходах 9,9%. А на северо-западе (14,2%) и на Урале (14,3%) динамика расходов двукратно превзошла среднестрановой показатель.
Города
Среди всех городов наиболее расточительной в марте оказалась столица. Москвичи в первом весеннем месяце увеличили свои расходы сразу на 13,2%, что в точности эквивалентно показателю прошлого года. А вот в северной столице траты жителей в марте выросли несколько скромнее – на 10,6%. И годовой рост в Питере составил всего 3,3%.
В остальных миллионниках в марте повседневные траты увечились на 11,6%, а за год расходы выросли на 3,2%. В полумиллионниках жители потратили в марте на 9,3% больше, чем месяцем ранее и на 5,1% больше, чем в марте 2018 года. В стотысячниках расходы жителей на месяц выросли на 10,8%, а за год – на 12,2%.
Доходные группы
Более всего рост цен на своем бюджете ощутили россияне с низкими доходами. Им пришлось в марте потратить на привычные повседневные товары на 13,9% больше, чем месяцем ранее. Годовой же рост расходов в этой доходной группе составил 9,6%.
Наши соотечественники со средними и высокими доходами на фоне роста цен смогли сэкономить благодаря переходу на более бюджетные товары или отказу от каких-либо категорий. Так, за месяц среднедоходники увеличили свои траты на 10,3%, а высокодоходники – на 11,2%. Годовое же изменение расходов у россиян со средними доходами составило 6,8%, а у состоятельных потребителей – 4,8%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.