- 10 июня, 2019
- 135
Расходы в мае продолжили сокращаться
Если обычно потребительская активность в мае немного повышалась по сравнению со спокойным апрелем, то в этом году тренд был нарушен. Расходы продолжили сокращаться. Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в среднем россияне в мае потратили на товары повседневного спроса на -1,2% меньше, чем месяцем ранее. Относительно же мая прошлого года расходы выросли на 4,4%, что, тем не менее, не дотягивает до уровня накопленной за год инфляции в 5,1%.
Таким образом, уже второй месяц подряд реальные, то есть «очищенные от инфляции», расходы остаются на самых высоких позициях за последние годы наблюдений. Как и в апреле, майские реальные расходы уступили только показателю 2015 года, оказавшись выше значений 2016-2018 годов.
Президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин поясняет: «В этом году майские праздники оказались более продолжительными, чем в предыдущие годы. Не исключено, что многие наши соотечественники, воспользовавшись такой возможностью, продлили праздники, устроив себе полноценные каникулы. Отъезды на дачи или в турпоездки не могли не сказаться на домашнем потреблении, которое закономерно пошло на спад».
Регионы
Расходы в различных регионах страны в мае вели себя по-разному – где-то сокращались, где-то, наоборот, пошли в рост. Так, наибольшее сокращение майских повседневных трат было зафиксировано в Центральном ФО – на -6,4%. На северо-западе страны потребители в мае также потратили на -3,9% меньше, чем месяцем ранее. Сократились ежедневные траты и на юге страны – на -1,9%. В остальных же округах в разрезе месяца расходы выросли. Так, В Приволжским ФО – на 2,6%, на Урале – на 2,9%, в Сибири – на 1,8% и на 8,2% на Дальнем Востоке.
Относительно мая прошлого года был отмечен практически повсеместный рост расходов за исключением центра страны, где траты жителей сократились на -1,1%. В остальных округах траты жителей выросли, например, на скромные 0,7% на юге или на заметные 9% в Приволжском и Уральском округах.
Города
Существенный вклад в сокращение расходов в центре и на северо-западе внесли потребители обеих столиц. Так, в мае в Москве повседневные расходы потеряли -6,6% от апрельского объема, а в Питере снижение составило -4,7%. За год расходы в столице также сократились – на -1,5%, а на берегах Невы выросли – на 4,6%.
В остальных мегаполисах за месяц траты потребителей сократились на -2,8%. В полумиллионниках траты жителей выросли на 4% за месяц. В стотысячниках же объем расходов за месяц почти не изменился, похудев всего на -0,6%. В разрезе года же наибольший рост расходов был зафиксирован в полумиллионниках – сразу на 13,1%. В миллионниках и стотысячниках рост расходов по сравнению с маем прошлого года оказался куда скромнее – 2,3% и 3,9% соответственно.
Доходные группы
Общему снижению расходов в мае более других способствовали россияне с высокими доходами. Они сократили свои повседневные траты в последнем весеннем месяце сразу на -3,2%. У среднедоходников повседневные расходы в мае остались на уровне апреля. Низкодоходники же нарастили свои расходы за месяц на 0,6%. Относительно мая прошлого года наибольший рост расходов показали как раз низкодоходники – на 8,2%. Высокодоходники увеличили повседневные траты за год на 3,5%, а среднедоходники – на 2,6%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.