- 15 июля, 2019
- 144
Food Index в июне снизился на процент
Согласно расчетам, проведенным на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*, в июне общие затраты среднестатистического домохозяйства составили 67,5 тыс. руб., из которых траты только на еду оказались на уровне 20,6 тыс. руб. Таким образом, доля затрат на питание или Food Index получили значение в 30,5%.
С учетом июньского результата в среднегодовом выражении Food Index получил значение в 31,8%, что выше прошлогоднего показателя в 30,6%, но ниже значения 2017 года в 32,2%.
*на основе данных за январь-июнь 2019 г.
«Значение Food Index неуклонно снижается с начала года, – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук, Андрей Милехин. – Если еще в январе мы фиксировали его на уровне в 33%, что объяснялось ростом цен и, соответственно, увеличением затрат на продукты питания, то к концу первого полугодия Индекс снизился до 30,5%. Произошла адаптация к новым ценам, местами были скорректированы зарплаты, россияне вернулись к привычному уровню затрат на питание, как в прошлом году».
Методика
В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:
-
Затраты на продукты питания – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.
-
Размер доли бюджета, которую семья тратит на питание, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.), на развитие (образование, улучшение условий проживания и др.)
-
Повышение цен на продукты питания, относящихся к категории обязательных, не оказывает существенного влияния на объемы их потребления, что может создавать видимость сохранения сбалансированности спроса и предложения на рынке. Однако это приводит к увеличению доли затрат на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств и снижению объемов потребления других категорий товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению уровня жизни населения.
-
Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается.
-
Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.
Анализ потребления российских домохозяйств, проведенный на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel, позволил рассчитать Food Index россиян. Этот показатель отражает соотношение затрат домохозяйств на продукты питания ко всем расходам домохозяйства. К категории затрат на продукты питания относятся все расходы как на домашнее, так и на внедомашнее потребление продуктов питания, в том числе в horeca. Общие затраты домохозяйств рассчитываются как средние ежемесячные затраты домохозяйств на все категории товаров и услуг, включая:
-
товары повседневного спроса
-
продукты питания
-
жилищно-коммунальные услуги
-
бытовые услуги
-
платные медицинские услуги
-
транспорт
-
связь
-
одежда
-
мебель
-
бытовая техника
-
развлечения
-
платные образовательные услуги
-
услуги учреждений культуры
-
путешествия
-
алкоголь
-
табак
-
другие виды товаров и услуг.
Для интерпретации показателей Индекса благосостояния предлагается воспользоваться международными стандартами уровня жизни, утвержденными ООН на основе коэффициента Энгеля. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной.
50%-60% – низкий, едва удовлетворены потребности;
40%-50% – ниже среднего, удовлетворены основные потребности;
30%-40% – средний, сравнительно обеспеченное население;
20%-30% – выше среднего, обеспеченное общество;
20% и меньше – высокий, богатое общество.
Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.