- 8 августа, 2019
- 138
Сезонное снижение потребительской активности
В июле индекс потребительской активности продемонстрировал ожидаемую динамику, показав типичное сезонное снижение. Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, за месяц общие повседневные расходы россиян сократились на -1,8%. За год же рост объема расходов составил 7,9%, что почти вдвое превосходит уровень накопленной за период инфляции.
Таким образом, уже второй месяц подряд реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы остаются на самых высоких позициях для анализируемого месяца. То есть в минувшем июле реальные расходы оказались выше, чем в аналогичном месяце во все предыдущие годы.
Общее снижение расходов в июле на фоне снижения же размера среднего чека и при неизменной за последние месяцы доле затрат на продукты в общей корзине расходов, действительно, свидетельствует о сезонном факторе снижения цен. «Основную лепту в это внесли овощи нового урожая, которые уже поступили на прилавки и по более низким ценам, – поясняется президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – Это позволило россиянам несколько сократить общие расходы на повседневные товары. Не стоит также сбрасывать со счетов и разгар отпускного сезона, когда домашнее потребление снижается в связи с отъездами потребителей».
Регионы
Снижение общих повседневных расходов было отмечено почти во всех регионах страны, кроме Центрального ФО, где динамика оказалась нулевой, и Урала, где жители потратили в июле на 1,4% больше, чем месяцем ранее. В остальных же округах ежедневные траты потребителей снижались: на -0,6% в Приволжском округе, на -2,5% – на северо-западе, на -3,9% – на юге страны, на -4,7% – в Сибири и на -10,6% – на Дальнем Востоке.
В годовом выражении расходы выросли повсеместно во всех округах, но опять же с разной интенсивностью. Так, наибольший рост потребительской активности был зафиксирован на Урале (7,6%), в Сибири (8%), в центре страны (8,8%) и в Приволжском округе (10,7%). В остальных регионах рост оказался не таким существенным. Так, на юге страны он составил 5%, на северо-западе уже только 4,4%, а на Дальнем Востоке вообще скромные 2,1%, что более чем вдвое уступает накопленной за год инфляции.
Города
В обеих столицах в июле наблюдалось сокращение расходов потребителей, но немного меньше, чем в целом по стране. Так, в Москве за месяц расходы снизились на 1% по сравнению с первым летним месяцем, а в Питере – на -1,5%. В разрезе года москвичи увеличили свои расходы чуть больше, чем на уровень инфляции – на 4,9%. Жители же северной столицы на год нарастили свои повседневные траты только на 3,7%, что ниже размера годовой инфляции.
В остальных миллионниках за месяц расходы жителей сократились на -1,2%, а за год выросли на 6,2%. В полумиллионниках за месяц повседневные траты похудели сразу на -5%, но зато за год выросли на 11,9%. В стотысячниках в разрезе месяца расходы снизились на -1,9%, а за год показали рост на 7,5%.
Доходные группы
Наиболее экономными в июле себя показали россияне с низкими доходами – они сократили свои повседневные траты на -3,2%. Высокодоходники также придержали кошельки в июле, что в итоге вылилось в общее сокращение расходов на -2,7%. И только траты среднедоходников за месяц почти не изменились – динамика составила -0,6%. В разрезе же года россияне с низкими и высокими доходами нарастили свои повседневные траты более чем на 9%. Рост расходов в среднедоходной группе за год составил 6,8%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.