• 26 августа, 2019
  • 175

Индекс «Кофе с Молоком» в июле: согревались кофе

Холодный и дождливый июль изменил привычную для этого месяца динамику индекса «Кофе с Молоком». Если обычно в середине лета значения КсМ находятся на самых низких позициях за год, то в текущем году июльский показатель Индекса оказался на 4,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, он достиг отметки в 917 п.п.. И относительно июля прошлого года, в силу низкой базы, КсМ показал существенный рост – сразу на 6,3%, что заметно больше накопленной за год инфляции в 4,6%.

Рост Индекса «Кофе с Молоком» в июле состоялся, в первую очередь, за счет повышенного интереса россиян к кофе – его было куплено почти на 10% больше, чем в июне. Вполне вероятно, что именно прохладная и дождливая погода заставила наших потребителей внесезонно вспомнить о согревающих простых удовольствиях в виде кофе с молоком и шоколадом. 

Действительно, на рост КсМ в июле повлияли покупки кофе и шоколада. Во-первых, пенетрация этих двух продуктов выросла – на 3% по кофе и на 1% по шоколаду. Во-вторых, при небольшом увеличении цены (по 0,9% каждый) кофе было куплено на 9,2% больше, а шоколада – на 2,6%. Именно эти факторы привели КсМ к заметной положительной динамике по итогам июля. И даже снижение объемов покупки воды (-3,1%) при снижении же цены на нее (-1,4%) не смогли эти успехи нивелировать.

Годовой рост Индекса также состоялся благодаря значительному увеличению объемов покупки кофе (+14,4%) и шоколада (+8%). И несмотря на то, что кофе за год немного подешевел (-3,3%), остальные ингредиенты КсМ прибавили в цене: вода подорожала на 0,6%, шоколад – на 1,8% и молоко – на 5,9%.

В столице Индекс «Кофе с Молоком» в июле также пошел вверх, но немного более скромными темпами, чем в целом по стране. Так, за месяц московский КсМ вырос на 2,7%, добравшись до отметки в 1045 п.п.. В разрезе года динамика оказалась отрицательной – Индекс потерял -1,1%.

Месячный рост КсМ в столице был обеспечен также стилем покупок москвичами кофе и шоколада. На 4% больше оказалось доля семей, которые купили кофе, и на 5% – шоколада. В июле колоссально выросли объемы покупки кофе – сразу на 31,1%, хотя и ощутимо просела цена – на -9,4%. Дешевела в июле в Москве и вода (-3,4%) на фоне снижения объемов ее покупки (-8,7%). Шоколад подорожал на 4,3%, но куплено его было меньше на -4,8%. Однако все эти обстоятельства лишь немного затормозили положительные изменения показателей Индекса, но не смогли помешать его росту. 

В разрезе года снижение КсМ в Москве объясняется компенсационными процессами. Так, кофе было куплено на 11,9% больше, но по снизившейся на -9,4% цене. Шоколад подорожал за год на 2,6%, но его купили москвичи меньше на -0,1%. Молоко также подорожало по сравнению с июлем прошлого года на 7,5%, однако жители столицы купили его на -9,9% меньше. Вода же за год потеряла и в цене (-4,1%), и в объемах (-1,6%).

Методика

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.

Похожие статьи

Правительство РФ упростило для аграриев получение субсидии на агрострахование

Аграрии для получения субсидии на оплату договора агрострахования с господдержкой освобождаются от обязанности предоставлять ряд документов, которые требуются для получения господдержки по…

Сбер выдал первые льготные инвесткредиты по программе Минэкономразвития РФ…

Сбер выдал первые льготные инвесткредиты по программе Минэкономразвития РФ и Банка России.

«Ингосстрах» рассказал о выплатах по ИФЛ за первую половину…

За период с 4 по 17 апреля «Ингосстрах» выплатил своим клиентам более 34,9 миллиона рублей в сегменте страхования имущества физических лиц.