- 26 августа, 2019
- 147
Индекс «Кофе с Молоком» в июле: согревались кофе
Холодный и дождливый июль изменил привычную для этого месяца динамику индекса «Кофе с Молоком». Если обычно в середине лета значения КсМ находятся на самых низких позициях за год, то в текущем году июльский показатель Индекса оказался на 4,4% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, он достиг отметки в 917 п.п.. И относительно июля прошлого года, в силу низкой базы, КсМ показал существенный рост – сразу на 6,3%, что заметно больше накопленной за год инфляции в 4,6%.
Рост Индекса «Кофе с Молоком» в июле состоялся, в первую очередь, за счет повышенного интереса россиян к кофе – его было куплено почти на 10% больше, чем в июне. Вполне вероятно, что именно прохладная и дождливая погода заставила наших потребителей внесезонно вспомнить о согревающих простых удовольствиях в виде кофе с молоком и шоколадом.
Действительно, на рост КсМ в июле повлияли покупки кофе и шоколада. Во-первых, пенетрация этих двух продуктов выросла – на 3% по кофе и на 1% по шоколаду. Во-вторых, при небольшом увеличении цены (по 0,9% каждый) кофе было куплено на 9,2% больше, а шоколада – на 2,6%. Именно эти факторы привели КсМ к заметной положительной динамике по итогам июля. И даже снижение объемов покупки воды (-3,1%) при снижении же цены на нее (-1,4%) не смогли эти успехи нивелировать.
Годовой рост Индекса также состоялся благодаря значительному увеличению объемов покупки кофе (+14,4%) и шоколада (+8%). И несмотря на то, что кофе за год немного подешевел (-3,3%), остальные ингредиенты КсМ прибавили в цене: вода подорожала на 0,6%, шоколад – на 1,8% и молоко – на 5,9%.
В столице Индекс «Кофе с Молоком» в июле также пошел вверх, но немного более скромными темпами, чем в целом по стране. Так, за месяц московский КсМ вырос на 2,7%, добравшись до отметки в 1045 п.п.. В разрезе года динамика оказалась отрицательной – Индекс потерял -1,1%.
Месячный рост КсМ в столице был обеспечен также стилем покупок москвичами кофе и шоколада. На 4% больше оказалось доля семей, которые купили кофе, и на 5% – шоколада. В июле колоссально выросли объемы покупки кофе – сразу на 31,1%, хотя и ощутимо просела цена – на -9,4%. Дешевела в июле в Москве и вода (-3,4%) на фоне снижения объемов ее покупки (-8,7%). Шоколад подорожал на 4,3%, но куплено его было меньше на -4,8%. Однако все эти обстоятельства лишь немного затормозили положительные изменения показателей Индекса, но не смогли помешать его росту.
В разрезе года снижение КсМ в Москве объясняется компенсационными процессами. Так, кофе было куплено на 11,9% больше, но по снизившейся на -9,4% цене. Шоколад подорожал за год на 2,6%, но его купили москвичи меньше на -0,1%. Молоко также подорожало по сравнению с июлем прошлого года на 7,5%, однако жители столицы купили его на -9,9% меньше. Вода же за год потеряла и в цене (-4,1%), и в объемах (-1,6%).
Методика
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 40 000 участников скан-панели в 220 городах России с населением от 10 тыс. жителей и более.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.