- 14 октября, 2019
- 157
Подавляющее большинство россиян испытывает стресс
Исследовательский холдинг Ромир в ходе опроса населения* задал респондентам ряд вопросов на тему стресса в современном мире. Россиянам было предложены оценить свою подверженность стрессу, назвать основные его проявления и факторы его вызывающие. Результаты исследования показали, что подавляющее число россиян испытывает в своей жизни стресс.
Итак, в рамках опроса выяснилось, что абсолютное большинство россиян (95%) испытывает стресс. Кроме того, более трети опрошенных (34%) испытывают его в своей жизни постоянно. Интересно отметить, что основной группой, испытывающей постоянный стресс, являются россияне в возрасте 26-45 лет (40%). Респонденты пенсионного возраста куда меньше оказались подвержены стрессу – лишь 18% пенсионеров заявили об испытываемом стрессе.
Следующий вопрос касался непосредственно проявлений стресса, т. е. как респонденты понимают, что у них стресс. Так, почти половина опрошенных (48%) отметила, что они испытывают чувство тревожности и повышенного беспокойства. Чуть меньшее количество респондентов (47%) заявили о том, что они испытывают усталость. Для 41% россиян стресс проявляется в виде нарушений сна, и почти половина из них (49%) принимает валокордин с целью восстановления спокойного сна. Чуть больше трети респондентов (36%) заявили о подавленном состоянии во время стресса. Кроме того, треть опрошенных (33%) отметила повышенную возбудимость в качестве симптома стрессового состояния. Менее всего респондентов беспокоит потеря аппетита (11%).
В рамках опроса россиян также спросили, какими способами они предпочитают бороться со стрессовым состоянием. Ответы на этот вопрос были разделены по гендерному признаку. Так, более половины женщин (54%) заявили, что в первую очередь стараются делиться переживаниями со своими близкими и друзьями . Четыре женщины из десяти (40%) во время стресса принимают успокоительные препараты, большинство из которых (69%) растительного происхождения, например валерьянка или травяной чай. И, наконец, более трети опрошенных женщин (38%) занимаются спортом или хобби, чтобы побороть стресс.
Способы борьбы со стрессовым состоянием среди мужчин немного отличаются от таковых среди женщин. Так, среди мужчин также наиболее популярно (44%) делиться мыслями и переживаниями с друзьями, и родственниками с целью поиска выхода из стрессового состояния. 27% мужчин с этой же целью стараются заниматься спортом или любимым хобби. Кроме того, четверть опрошенных мужчин (25%) заявили, что во время стресса прибегают к алкогольным напиткам. Среди женщин, к примеру, лишь 9% выбрали алкоголь как средство, которое они используют для снятия стресса.
Последний вопрос исследования касался факторов, которые вызывают стресс у россиян. Самой популярной причиной стала угроза здоровью – 79% респондентов заявили об этом, как о причине, вызвавшей стресс. 73% опрошенных считают, что стресс у них возникает из-за проблем в семье. Семь из десяти россиян (70%) видят причину стресса в угрозе здоровью и благополучию своих близких. Наименее часто у россиян вызывают стресс экологические проблемы (40%), потеря или порча имущества (30%) и политическая ситуация в стране (27%).
Результаты опроса комментирует президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милёхин: «Ганс Селье, канадский физиолог, первый ввел понятие стресс и описывал его как результат воздействия среды на организм. Именно поэтому направление реакции россиян, которую мы наблюдаем, вполне нормально. Логично, что в первую очередь нас беспокоят личные проблемы, а политические и абстрактно-экологические отходят на второй план. Фокус на саморефлексию – глобальная тенденция современного общества. Это, как и результаты наших международных и российских опросов, подтверждает то, что россияне все больше становятся среднестатистическими землянами».
*В опросе приняли участие 7000 респондентов, участников скан-панели домохозяйств. Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.