- 26 декабря, 2019
- 159
Цены на сталь продолжат снижаться: перспективы сталелитейной отрасли в 2020 году – прогноз экспертов Coface
Сталелитейная и медная промышленность выступают своего рода индикаторами здоровья мировой экономики. Как сталь, так и медь используются в качестве базовых материалов в широчайшем ряде других отраслей промышленности – например, в производстве бытовой техники, автомобилей, индустриального оборудования, в строительстве железнодорожной инфраструктуры, недвижимости самого разного назначения и так далее. Считается, что в среднем для производства 1 тонны стали в доменной печи необходимы 1,4 тонны железной руды и 0,8 тонны коксового угля. В 2018 году крупнейшими мировыми производителями стального сырья были Китай (52% от общемирового объема производства), ЕС (9,4%), Индия (6%), Япония (5,8%) и Соединенные Штаты (4,8%). Эксперты Coface ожидают, что из-за общего охлаждения мировой экономики объемы выработки стали покажут снижение как по итогам текущего года, так и в наступающем 2020-м.
Цены на сталь на мировом рынке снижаются. В октябре 2019-го средняя стоимость стали опустилась на 16% в Китае, на 18% в Европе и на 21% в США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным ОЭСР, производственный потенциал мировой сталелитейной отрасли сильно превышает как текущие объемы производства, так и спрос на ее продукцию. Избыток производственных мощностей по данным на конец 2018 года достиг 425,1 метрической тонны (МТ) – около 22% от общего объема произведенной за весь год стали. Если спрос на продукцию будет стагнировать или снижаться, доходы производителей могут резко упасть. Кроме того, цена на железную руду, базовое сырье сталелитейного производства, существенно выросла после катастрофы на дамбе Брумадинью в Бразилии, из-за которой горнодобывающей компании Vale, одной из крупнейших в мире, пришлось приостановить добычу богатой железной руды в регионе. Рост цен на базовое сырье существенно снижает рентабельность доменного производства стали, тогда как компании, использующие в производстве в основном стальной лом, страдают от роста цен значительно меньше.
Сектора-потребители стального сырья также переживают не лучшие времена. Так, европейский и китайский автопром страдают от ужесточения природоохранных норм и снижения личного спроса, которое объясняется, среди прочего, беспокойством потребителей по поводу торговых конфликтов. В США продажи автомобилей вследствие роста цен и торговых рисков также снижаются. Строительная промышленность, особенно инфраструктурный сегмент, демонстрирует неоднозначную динамику. Эксперты компании прогнозируют, что спрос на жилое строительство в странах Европы останется достаточно низким из-за замедления темпов экономического роста в ЕС и высоких цен на городское жилье. С другой стороны, позитивным импульсом для строительной промышленности в новом году может стать доступ к относительно дешевому и доступному заемному финансированию. Китайские застройщики находятся в не столь выгодном положении, так как обслуживание займов в КНР обходится существенно дороже, чем в ЕС. Впрочем, власти Китая, по всей видимости, намерены приступить к реализации ряда новых инфраструктурных проектов, которые могут обернуться немалой прибылью для производителей стали. Рост зарплат и трудовой занятости населения в США поддерживает спрос на жилье. Инвесторов, однако, беспокоит охлаждение мирового рынка и усугубления протекционизма.
Риски для отрасли в 2020 году: анализ экспертов
Эксперты Coface прогнозируют, что по итогам 2019 года темпы роста мирового ВВП составят 2,6%, в 2020-м – уже 2,5%. Учитывая высокую вероятность снижения спроса на сталь в целом ряде отраслей, можно ожидать, что доходы производителей стали продолжат снижаться. Темпы роста американского ВВП, согласно текущему прогнозу аналитиков компании, упадут почти вдвое (c 2,2% в 2019-м до 1,3% в 2020-м), а вместе с тем наверняка упадет и деловая активность в металлургическом секторе. По заявлению компании Nucor, одного из крупнейших американских производителей стали, складские запасы быстро копятся, а рыночные условия в следующие несколько кварталов обещают при этом стать более благоприятными. Производителям, использующим для выработки стали железную руду, придется мириться с ростом цен на базовое сырье, тогда как предприятия, использующие стальной лом, окажутся в более выгодном положении, так как цена стального лома на рынке США падала в 2019 году до отметки всего в $479 за тонну.
Ужесточение природоохранных норм может повысить и без того высокие издержки производителей. Считается, что примерно 5% парниковых газов в США образуется именно за счет деятельности сталелитейных производств. Если говорить о других странах, можно отметить Италию, где в настоящий момент ArcelorMittal вовлечен в судебные тяжбы с итальянским правительством из-за завода Ilva. Власти Италии настаивают, что ArcelorMittal, крупнейший в мире производитель стали, должен вложиться во внедрение на заводе Ilva новейших «зеленых» технологий, чтобы снизить объемы вредных выбросов и минимизировать влияние производства на окружающую среду. В Китае политика государства под названием «Чистое небо» (англ. «Blue Sky») предусматривает целый ряд требований, в соответствии с которыми производители стали обязаны использовать только богатую железную руду с минимальной долей примесей, чтобы снизить объемы вредных атмосферных выбросов. Сталелитейная промышленность – второй крупнейший «загрязнитель» атмосферы после жилищно-коммунальной отрасли, использующей уголь для выработки электричества. Производители стали по всему Китаю вынуждены под угрозой остановки своих заводов вкладываться во внедрение технологий, позволяющих снизить объемы вредных выбросов. В США администрация Дональда Трампа отменила ряд инициатив по снижению вредных атмосферных выбросов, принятых еще во времена президентства Барака Обамы. В то же время, однако, текущий президент намерен повысить производительность и конкурентоспособность национальной сталелитейной отрасли за счет ограничений, касающихся уменьшения объемов потребления энергии, используемой литейными цехами. Если это намерение претворится в жизнь и американские производители действительно вложатся в покупку новых, более технологичных доменных печей для своих заводов, объемы вредных выбросов в сталелитейной промышленности Соединенных Штатов могут существенно снизиться.
Сектор, по всей видимости, оправился после катастрофы на дамбе Брумадинью в Бразилии, так как цены на железную руду стали снижаться, но далеко не так быстро, как цены на сталь, что тревожит производителей. Китайские предприятия скупают богатую железную руду, чтобы уложиться в нормативы выбросов, установленные властями, поэтому прибыль производителей вряд ли существенно вырастет в ближайшее время. Согласно базовому сценарию Coface, уровень цен на сталь в 2020 году не восстановится до недавних относительно высоких значений. Тем не менее, если компании Vale удастся возобновить добычу богатой железной руды в поврежденных шахтах, производители стали по всему миру наверняка вдохнут чуть свободнее. Эксперты Coface, однако, считают, что снижение цен на базовое сырье в 2020 году при любом сценарии будет сопровождаться и снижением цен на сталь.
Согласно официальным данным китайских властей, избыток производственных мощностей в стране за последние несколько лет снизился. Ожидается, однако, что к 2030 году индийские заводы будут производить до 300 миллионов МТ стали (по сравнению со всего 101 МТ в 2017-м). Администрация премьер-министра Нарендры Моди намерена активно развивать индийскую инфраструктуру, которая на сегодняшний день находится в плачевном состоянии – это означает, что индийские производители получат возможность стать поставщиками в крупных инфраструктурных проектах и, соответственно, хорошо заработать. Индия – второй крупнейший мировой производитель стали после Китая, однако ввод в эксплуатацию дополнительных мощностей может стать причиной еще более существенного падения цен на сталь из-за дефицита спроса – так, например, одним из основных потребителей продукции сталелитейной промышленности является автопром, при этом продажи новых автомобилей в Индии за первые 10 месяцев текущего года упали.