• 8 апреля, 2020
  • 146

Отвесное падение. Сбербанк проанализировал потребительскую активность россиян с 30 марта по 5 апреля 2020 года

Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» продолжает разработку серии индикаторов, которые способны с минимальной задержкой отслеживать экономические процессы. Лаборатория еженедельно представляет анализ о динамике трат потребителей на товары и услуги.

С 30 марта по 5 апреля расходы населения на товары и услуги снизились на 22,9% по сравнению с предшествующей неделей. Почти такое же изменение наблюдается относительно сопоставимой недели прошлого года (−23,3% г/г).

В случае, если текущие уровни потребления сохранятся до конца месяца, это подразумевает прямой вычет из ВВП в размере порядка 900–950 млрд руб. (0,9% от годового объема), а возможно, и более, полагают аналитики лаборатории «СберДанные».

Основной удар приходится на сектор услуг. Здесь с 30 марта по 5 апреля безналичные расходы снизились на 58,8% относительно сопоставимого периода прошлого года. При этом начал быстро падать и спрос на товары, чего до апреля не отмечалось: общее изменение составляет −11,3% г/г, без учета сегмента «Продуктовые магазины» (−37,3% г/г).

Аналитики лаборатории «СберДанные» видят ряд категорий, где даже абсолютная величина трат постепенно приближается к нулю. Уже несколько недель подряд в сегментах «Авиабилеты», «Турагентства», «Отели» фиксируются лишь минимальные продажи. В начале месяца к ним прибавились «Спорт», «Салоны красоты», «Развлечения». Такая же ситуация — в других крупных товарных категориях: «Одежда и обувь» (−94,2% г/г), «Мебель и предметы интерьера» (−81,0%). Прекратились покупки бытовой техники и электроники. По итогам отчетной недели траты здесь падают на 58,2% г/г.

Повышенный спрос сохраняется только в категориях первой необходимости: продовольствии и медицинских товарах. Кроме того, вторую неделю подряд отмечается всплеск расходов в категории «Винные магазины» (+31,0% г/г), причем без характерной внутринедельной сезонности. В рассматриваемый период также зафиксирован рост покупок в сегменте «Цифровые товары», что, по всей видимости, связано с началом периода самоизоляции.

Часть дополнительных покупок в сегменте «Продукты» может быть обусловлена тем, что россияне более не посещают кафе и рестораны. Подтверждением этого будет сохранение повышенного уровня трат в продовольственных магазинах. Однако это, по мнению аналитиков, единственная категория, в которой спрос может оказаться более–менее устойчивым. В остальных сегментах динамику потребительских расходов можно охарактеризовать как отвесное падение.

Оперативная оценка потребительской активности c 30 марта по 5 апреля

Похожие статьи

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

18 декабря 2024 года в Москве состоялась девятнадцатая церемония вручения наград премии «Финансовая элита России» — одной из старейших ежегодных премий…

Осенние выплаты по ВЗР превысили 14 млн руб.

С сентября по ноябрь 2024 г. Совкомбанк Страхование урегулировала 371 случай по полисам страхования путешественников на сумму 14,1 млн руб.

Специалисты филиала «МАКС-М» в Махачкале напомнили застрахованным о важности…

Страховые представители филиала АО «МАКС-М» Махачкале проводят работу не только по привлечению граждан к прохождению диспансеризации, но и отслеживают качество ее…