- 17 июня, 2020
- 150
После самоизоляции люди идут в салоны красоты и за новой одеждой. На аналитическом ресурсе Сбербанка SberIndex.ru появился анализ потребительской активности россиян с 8 по 14 июня 2020 года
С 8 по 14 июня расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 3,9% по сравнению с предшествующей неделей. Изменение относительно сопоставимого периода 2019 г. составляет –8,0% г/г.1 Индекс потребительской активности на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за этот же период вырос с 68,1 до 73,0 пункта. Таким образом, потребление в России становится сопоставимым с 2019 годом, хотя пока дотягивает только до неактивных будних дней.
Восстановление по-прежнему сконцентрировано в категории непродовольственных товаров. Этот сегмент впервые продемонстрировал рост 1,9% г/г. c апреля, который ознаменовался периодом усиления мер, направленных на борьбу с коронавирусом.
Судя по структуре изменения трат, спрос возвращается на фоне июньского смягчения ограничений. В секторе услуг существенная часть послаблений еще впереди, поэтому падение по-прежнему составляет 35,3% г/г.
Среди отдельных направлений трат аналитики лаборатории «СберДанные» отметили, во-первых, восстановление в транспортном сегменте — на протяжении всего периода пандемии эта категория была хорошим индикатором изменения всей потребительской активности. Снижение спроса на прошлой неделе сократилось до 4,8% по сравнению с 2019 г. Этот показатель на 4,7 процентных пункта выше, чем неделей раньше.
Кроме того, возвращается спрос на услуги локального транспорта, такси и аренду авто. Так, рост трат на такси составил 18,1 п. п. за неделю. Ожидается, что восстановление сегмента «Аренда авто» будет усиливаться после возвращения работы московского каршеринга в нормальный режим. Постепенно растут и расходы на авиабилеты. В этой категории изменение составляет –72,4% г/г, притом что в мае падение было –87% г/г, а на пике достигало –93% г/г. С учетом де-факто закрытых международных перелетов можно предположить, что существенная часть трат — это внутренние рейсы.
В товарных категориях выделяется «Одежда, обувь и аксессуары». На фоне возвращения покупателей в офлайновые точки продаж заметно очередное существенное улучшение за неделю. По итогам недели 8–14 июня изменение составляет –11,5% г/г против –21,0% г/г неделей ранее и –64% г/г в мае.
Сохраняются покупки в сегментах, связанных с обустройством дома: «Товары для строительства и ремонта», «Бытовая техника», «Мебель и предметы интерьера».
В сегменте услуг также можно выделить «Салоны красоты» и «Спорт», где траты увеличились в полтора раза по сравнению с предшествующей неделей. Снижение к 2019 году составляет 39,7% и 13,3% соответственно. При этом аналитики лаборатории «СберДанные» обращают внимание на слабую динамику в целом ряде отраслей (общепит, индустрия отдыха и развлечений, туризм). В сегменте «Кафе, бары, рестораны» падение относительно 2019 года даже усилилось до 59,1%. Безусловно, это может быть случайным колебанием одной недели. Однако потребительские траты в этом сегменте начали падать еще до введения каких-либо ограничений. В марте изменение расходов на все услуги в целом составило –12,8% г/г. Можно предположить, что это и будет ориентиром восстановления по мере снятия карантинных мер. SberIndex.ru — аналитический портал Сбербанка, на котором наглядно видно, как изменилась жизнь страны во время пандемии COVID-19. Сегодня на сайте представлено три ключевых индекса, сформированных на основе обезличенных данных: модель заболеваемости, индекс потребительской активности и изменение индекса активности. В новом разделе «Бизнес» представлено изменение объема ФОТ и изменение активности малого бизнеса. Также здесь собраны исследования лаборатории «СберДанные» и другие.
Лаборатория «СберДанные» — инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровнях. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Идентифицировать по ним конкретных клиентов невозможно. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.