• 17 июня, 2020
  • 166

После самоизоляции люди идут в салоны красоты и за новой одеждой. На аналитическом ресурсе Сбербанка SberIndex.ru появился анализ потребительской активности россиян с 8 по 14 июня 2020 года

С 8 по 14 июня расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 3,9% по сравнению с предшествующей неделей. Изменение относительно сопоставимого периода 2019 г. составляет –8,0% г/г.1 Индекс потребительской активности на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за этот же период вырос с 68,1 до 73,0 пункта. Таким образом, потребление в России становится сопоставимым с 2019 годом, хотя пока дотягивает только до неактивных будних дней.

Восстановление по-прежнему сконцентрировано в категории непродовольственных товаров. Этот сегмент впервые продемонстрировал рост 1,9% г/г. c апреля, который ознаменовался периодом усиления мер, направленных на борьбу с коронавирусом.

Судя по структуре изменения трат, спрос возвращается на фоне июньского смягчения ограничений. В секторе услуг существенная часть послаблений еще впереди, поэтому падение по-прежнему составляет 35,3% г/г.

Среди отдельных направлений трат аналитики лаборатории «СберДанные» отметили, во-первых, восстановление в транспортном сегменте — на протяжении всего периода пандемии эта категория была хорошим индикатором изменения всей потребительской активности. Снижение спроса на прошлой неделе сократилось до 4,8% по сравнению с 2019 г. Этот показатель на 4,7 процентных пункта выше, чем неделей раньше.

Кроме того, возвращается спрос на услуги локального транспорта, такси и аренду авто. Так, рост трат на такси составил 18,1 п. п. за неделю. Ожидается, что восстановление сегмента «Аренда авто» будет усиливаться после возвращения работы московского каршеринга в нормальный режим. Постепенно растут и расходы на авиабилеты. В этой категории изменение составляет –72,4% г/г, притом что в мае падение было –87% г/г, а на пике достигало –93% г/г. С учетом де-факто закрытых международных перелетов можно предположить, что существенная часть трат — это внутренние рейсы.

В товарных категориях выделяется «Одежда, обувь и аксессуары». На фоне возвращения покупателей в офлайновые точки продаж заметно очередное существенное улучшение за неделю. По итогам недели 8–14 июня изменение составляет –11,5% г/г против –21,0% г/г неделей ранее и –64% г/г в мае.

Сохраняются покупки в сегментах, связанных с обустройством дома: «Товары для строительства и ремонта», «Бытовая техника», «Мебель и предметы интерьера».

В сегменте услуг также можно выделить «Салоны красоты» и «Спорт», где траты увеличились в полтора раза по сравнению с предшествующей неделей. Снижение к 2019 году составляет 39,7% и 13,3% соответственно. При этом аналитики лаборатории «СберДанные» обращают внимание на слабую динамику в целом ряде отраслей (общепит, индустрия отдыха и развлечений, туризм). В сегменте «Кафе, бары, рестораны» падение относительно 2019 года даже усилилось до 59,1%. Безусловно, это может быть случайным колебанием одной недели. Однако потребительские траты в этом сегменте начали падать еще до введения каких-либо ограничений. В марте изменение расходов на все услуги в целом составило –12,8% г/г. Можно предположить, что это и будет ориентиром восстановления по мере снятия карантинных мер. SberIndex.ru — аналитический портал Сбербанка, на котором наглядно видно, как изменилась жизнь страны во время пандемии COVID-19. Сегодня на сайте представлено три ключевых индекса, сформированных на основе обезличенных данных: модель заболеваемости, индекс потребительской активности и изменение индекса активности. В новом разделе «Бизнес» представлено изменение объема ФОТ и изменение активности малого бизнеса. Также здесь собраны исследования лаборатории «СберДанные» и другие.

Лаборатория «СберДанные» — инициатива Сбербанка по обработке и анализу больших данных. На основе информации, получаемой из платежных систем и общедоступных источников, эксперты банка предоставляют количественные характеристики социально-экономических процессов, происходящих в стране на макро- и микроэкономическом уровнях. При анализе используются только агрегированные обезличенные данные. Идентифицировать по ним конкретных клиентов невозможно. Персональная информация и любая информация, составляющая коммерческую тайну, не раскрываются.

Похожие статьи

Итоги Пресс-конференции РУССОФТ. Что будет с импортозамещением? Есть ли…

25 марта в медиа-центре «Россия Сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция РУССОФТ «Российский рынок vs Зарубежный рынок. Где больше точек роста для…

«МАКС» застраховал ответственность ООО «Курскоблхимчистка» при эксплуатации сети газопотребления

СК «МАКС» окажет услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО) Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Курскоблхимчистка».
Ольга Сорокина рассказала о планах ВСК внедрить Gen AI в микросервисную архитектуру компании

Ольга Сорокина рассказала о планах ВСК внедрить Gen AI…

Технология искусственного интеллекта активно применяется в IT-ландшафте российских финансовых компаний.