• 19 июля, 2021

Дети оценили свои знания о финансах на «четыре с минусом»

Школьникам предлагалось ответить на вопрос «сталкивался ли ты хотя бы раз с финансовым мошенничеством (звонили ли тебе мошенники по телефону, обманывали ли в онлайн-играх и так далее)?» Взрослым, в свою очередь, предлагалось рассказать, сталкивались ли с мошенничеством их дети.

Положительно ответили 76% опрошенных школьников и лишь 28% взрослых. Половина опрошенных родителей отметили, что их дети не сталкивались с финансовым мошенничеством, в то время как каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос.

Подавляющее большинство и детей, и взрослых позитивно отнеслись к перспективе введения в школах уроков финансовой грамотности, причем дети приветствуют эту инициативу даже активнее взрослых (на соответствующий вопрос ответили положительно 90% детей и 83% взрослых).

Школьники оценивают уровень своих знаний по базовым финансовым вопросам в среднем на «четыре с минусом» и признают, что им есть куда расти. Например, каждый третий подросток не знает, что такое НДС, почти половина — что такое НДФЛ. Каждый пятый не имеет никакого представления о том, как защититься от финансового мошенничества.

Большинство опрошенных школьников (79%) верят, что изучение этой дисциплины в школах позволит им стать грамотнее в финансовых вопросах. Не верят в это 6% школьников, 15% пока не понимают, поможет ли им это стать грамотнее или нет.

Об отсутствии у детей базовых представлений о природе и появлении денег в семье говорят и опрошенные родители. Например, каждый пятый родитель отмечает, что его ребенок не осознает уровень достатка своей семьи и, условно говоря, может попросить «последний айфон» или дорогой игровой ноутбук, «как у друзей», в то время как родители могут позволить себе такую покупку только в кредит или в рассрочку. Еще 40% родителей говорят, что их ребенок осознает уровень достатка своей семьи, но все равно периодически обращается с просьбой купить чрезмерно дорогую вещь.

Подавляющее большинство родителей (87%) дают своим детям карманные деньги. Из них почти каждый третий (30%) считает, что его ребенок тратит деньги бездумно. Относительное большинство (46%) убеждены, что их дети тратят деньги с умом. А каждый четвертый указал, что не отслеживает, на что и как дети тратят карманные деньги.

Относительное большинство родителей школьников (32%) считают, что обучать детей финансовой грамотности нужно начиная с 6-10 лет. Каждый четвертый (25%) — с 10-12 лет. 16% — с 5-6 лет. 12% — с 12-15 лет. 8% — с 3-5 лет. Наименьшая доля (6%) считают, что обучать детей финграмотности нужно с 15 лет и более старшего возраста.

«На Западе уже давно принято знакомить детей с понятием финансов с раннего возраста (3–5 лет). Я говорю о таких странах, как США, Германия, Великобритания, Австралия. В России мы сейчас видим только самое начало такого тренда, но уже сейчас и банки, и финансовые компании, и государство понимают, что обучение финансовой грамотности с детства — залог осознанного финансового поведения и потребления в будущем», — говорит Наталья Белова, директор блока маркет-менеджмент, член правления СК «Росгосстрах Жизнь».

Похожие статьи

Просоциальный мозг: почему нам необходимы связи и что происходит…

Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского…

Секрет кефира: как пробиотики и метабиотики оздоравливают микробиоту. Объясняет…

Дмитрий Геннадьевич Карпенко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины Пироговского Университета Минздрава России.
РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более справедливыми

РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более…

Банк России внес изменения в тарифы ОСАГО и актуализировал значения территориального коэффициента (КТ).