- 22 ноября, 2021
- 145
Всероссийский союз пациентов оценил, как изменилось качество и доступность услуг здравоохранения в пандемию
Развернутые результаты исследования будут представлены на XII Всероссийском конгрессе пациентов, который пройдет 25-29 ноября.
Исследование проведено при поддержке Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика».
Большинство пациентов и представителей пациентских НКО критично оценивают изменения в сфере оказания медицинской помощи в нашей стране за последний год.
· 68,6% убеждены в ухудшении ситуации в здравоохранении
· 20,5% указали на отсутствие каких-либо изменений
· 8,7% оценили перемены положительно
Самой проблемной сферой, как и в прошлом году, пациенты считают низкое качество работы поликлиник (66%). Основные нарекания здесь вызывает не выстроенная маршрутизация пациентов (51,7% ответивших).
Плохо, по мнению опрошенных, обстоят дела с доступностью высокотехнологичной медицинской помощи (41,5%), доступностью льготных лекарств (40,4%), доступностью и качеством стационарного лечения (38,5%), оперативностью и качеством работы скорой, экстренной и неотложной медицинской помощи (36,4%), отношением медицинского персонала к больным (35,5%), доступностью медико-социальной реабилитации (29,8%), ограниченностью онлайн-возможностей взаимодействия с поликлиникой: дистанционного консультирования и выписки рецептов (24%).
На вопрос о положительных изменениях в сфере оказания медицинской помощи в этом году, как и в прошлом, большинство опрошенных (61,2%) еще раз подчеркнули, что «ничего не стало лучше».
Среди положительных аспектов изменений были названы доступность льготных лекарств, доступность дистанционной медицинской консультации, доступность высокотехнологичной медицинской помощи, отношение медицинского персонала к больным, доступность и качество амбулаторной помощи в поликлинике (5-8% ответов).
Каждый второй опрошенный пациент не удовлетворен медицинской помощью по ОМС, полученной в 2021 году. Удовлетворены 10% опрошенных.
К платным медицинским услугам в 2021 году обращалось абсолютное большинство пациентов – 86% опрошенных.
Самые частые ситуации нарушения прав пациентов:
· Отсутствие нужного специалиста в поликлинике – самая распространенная ситуация: с ней сталкивались 78,7% опрошенных пациентов.
· Запись на прием к врачу больше 14 дней – 66% опрошенных пациентов.
· Покупка за свои деньги положенных бесплатно препаратов – 64% опрошенных пациентов.
· Ожидание скорой более 20 минут – 56,3% опрошенных пациентов столкнулись с ней за прошедший год.
· Очереди на диагностику и анализы, невозможность вовремя пройти диагностику –55,5% опрошенных.
· Отсутствие льготного препарата в аптеке – 53% опрошенных.
Пандемия и введение карантинных мер серьезно стимулировали пользование интернетом и электронными сервисами для получения медицинских услуг.
· 62% опрошенных пациентов сегодня пользуются интернетом для покупки медицинских изделий и лекарств.
· 60% пользуются онлайн-записью к врачам – это единственная получившая широкое распространение дистанционная услуга, которой пользовались год назад и пользуются сейчас.
· 15% опрошенных пользуются доступом личной медицинской карте, 13,8% – дистанционным направлением обращения в органы власти. Эти онлайн-возможности в 2021 году набирают обороты.
Пандемия и карантинные меры по-разному отразились на деятельности общественных организаций. Общая тенденция второго года в пациентской активности – это стабилизация и возвращение к жизни общественного движения.
Половина пациентских НКО (52% опрошенных) отмечают рост собственной активности в 2021 году. Активность снизилась в 2021 году у 16,5% опрошенных общественных организаций. Большинство опрошенных НКО указывают на увеличение числа обращений к ним граждан за последний год (68,3% опрошенных).
Об исследовании:
В ходе исследования опрошено 1452 пациентов из 76 регионов Российской Федерации и 85 лидеров некоммерческих общественных организаций пациентов – 20 общероссийских и 65 региональных – действующих на территории 44 регионов страны. Опрос был проведен в октябре 2021 г. Данные сравниваются с результатами аналогичного опроса, проведенного авторами в 2020 г, включившего опрос 1320 пациентов из 85 регионов и 119 некоммерческих общественных организаций НКО.
ВСП оценил доступность и качество амбулаторно-поликлинической помощи в системе ОМС