• 16 мая, 2022
  • 93

Большинство российских предпринимателей учитывают экологические аспекты при принятии решений о развитии бизнеса

В нашей стране с 2006 года проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, а с 2018 года — при финансовой поддержке Сбера.

Предпринимательская активность

По результатам национального исследования, в России в 2021 году 8,3% взрослого трудоспособного населения являются ранними предпринимателями: это люди 18–64 лет, находящиеся в процессе открытия бизнеса (нарождающиеся предприниматели — 3,7%) или владеющие либо управляющие новым бизнесом менее трёх с половиной лет (владельцы нового бизнеса — 4,7%). Доля людей, чей бизнес существует на рынке более трёх с половиной лет (устоявшиеся предприниматели), составила 3,4%, что ниже значений 2019-2020 годов на 25%. 

Условия для предпринимательского старта 

Несмотря на экономический кризис, в 2021 году оценка наличия благоприятных возможностей для открытия бизнеса в регионах проживания респондентов сохранилась на уровне 2020 года (33,5%). Это наивысшее значение с 2010 года.

В 2021 году оценка уровня достаточности знаний, опыта и навыков для ведения предпринимательской деятельности осталась на том же уровне, что и в 2020 году. 34,5% индивидов оценивают свои знания и опыт как достаточные для начала предпринимательской деятельности. С 2012 года наблюдается устойчивый рост данного показателя. Если учесть, что требования к навыкам и компетенциям предпринимателя, в особенности под влиянием цифровизации и изменений во внешней среде, постоянно повышаются, то даже сохранение единого уровня самооценки предпринимателей может быть хорошим показателем наличия образовательных инициатив. 

В 2021 году число желающих заняться бизнесом оказалось вдвое выше числа респондентов, вовлечённых в раннюю предпринимательскую активность (около 6,6%). Наличие большого числа людей, намеревающихся заняться предпринимательством, наряду с обеспечением благоприятных условий ведения бизнеса, может способствовать приросту числа предпринимателей даже в периоды глобальных кризисов.

Женское предпринимательство

Ранняя предпринимательская активность мужчин по-прежнему превышает активность женщин: 10,2% мужчин и 6,6% женщин вовлечены в создание нового бизнеса. Несмотря на то что показатели для мужчин и женщин с 2019 года остаются выше средних показателей за предыдущие годы исследования, очевидно, что экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, оказал более негативное влияние на раннюю предпринимательскую активность женщин. После ожидаемого общего снижения активности для представителей обоих полов в 2020 году (9,7% мужчин, 7,3% женщин) по сравнению с 2019 годом (10,2% мужчин, 8,6% женщин), в 2021 году этот показатель для мужчин вернулся к максимальному допандемийному значению, в то время как среди женщин ранняя предпринимательская активность продолжает снижаться.

Эту же тенденцию иллюстрирует и гендерный разрыв ранней предпринимательской активности. В целом до 2019 года соотношение активности женщин и мужчин отражало нестабильность гендерного распределения и скачкообразный характер вовлечённости женщин в раннее предпринимательство. Так, начиная с 2013 года при общем преобладании мужчин-предпринимателей чередовались более равномерное гендерное распределение (например, в 2013-м, 2016-м и 2019-м) и более выраженный разрыв между представителями обоих полов (в 2012-м, 2014-м, 2018-м). В 2020 и 2021 годах гендерный разрыв вновь плавно начал смещаться в пользу мужчин-предпринимателей, вернувшись на уровень 2012 и 2014 годов, когда на каждую женщину-предпринимателя приходилось примерно два мужчины-предпринимателя.

Таким образом, показатели 2021 года свидетельствуют о том, что в условиях пандемии COVID-19 мужчины-предприниматели быстрее адаптировались к изменившимся условиям и смогли вернуться к инициативам, связанным с открытием бизнеса. Женщины-предприниматели оказались более подвержены влиянию негативных экономических условий: они обращаются к предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды и скорее выбирают работу по найму в периоды экономических кризисов. В 2021 году соотношение ранних и устоявшихся предпринимателей-женщин незначительно изменилось в сторону открытия нового бизнеса. В целом можно отметить, что в последние два года в условиях пандемии COVID-19 мужчины показали бо́льшую готовность к поиску возможностей для открытия бизнеса в новых экономических реалиях. Женщины же демонстрируют более осторожное предпринимательское поведение в условиях приспособления к кризису, сочетая новые предпринимательские инициативы с сохранением уже существующих бизнесов.

Использование цифровых технологий

Пандемия COVID-19 стимулировала цифровизацию бизнеса. Речь идёт об организации удалённой работы сотрудников, развитии онлайн-заказов, автоматизации производства товаров и предоставления услуг. В рамках проекта GEM в 2021 году предпринимателям задавались вопросы о внедрении цифровых технологий в деятельность их фирм. Большинство респондентов (51%) отметили, что их компании могут работать без применения технологий для продажи товаров и услуг. При этом 25,5% сообщили, что цифровизация их бизнесов не связана с пандемией. Наконец, 23% респондентов ответили, что они либо ввели цифровые технологии в ответ на пандемию, либо расширили планы по их использованию с началом распространения COVID-19. Предприниматели рассказали о своих планах по расширению использования цифровых технологий в ближайшие 6 месяцев. 56% ранних предпринимателей либо уверены в необходимости интенсификации работы в этом направлении, либо оценивают такую перспективу как возможную. Оставшиеся 44% планов по дальнейшему внедрению цифровых технологий в деятельность своих бизнесов не имеют.

Социальная и экологическая ответственность предпринимателей 

3,3% ранних и 64,5% устоявшихся предпринимателей заявили, что при принятии решений о будущем бизнеса они учитывают такие социальные аспекты, как доступ к образованию, здравоохранению, безопасность и условия труда и жизни. Схожие оценки продемонстрировали предприниматели при ответе на вопрос о том, учитывают ли они такие экологические аспекты, как сохранение зелёных насаждений, сокращение токсичных выбросов при принятии решений о будущем бизнеса (69,6% и 66,4% соответственно). Тех, кто не учитывает социальные аспекты, оказалось больше, чем тех, кто не учитывает экологические в обеих группах предпринимателей.

Изменения затрагивают и систему целеполагания предпринимателей. Респондентам предлагалось оценить, ставят ли они оказание социального или экологического воздействия выше прибыльности или роста бизнеса. В России 40,1% ранних и 36,4% устоявшихся предпринимателей посчитали, что отдают приоритет неэкономическим целям.

Принятие новых стандартов не просто декларируется: предприниматели готовы предпринимать конкретные шаги по минимизации воздействия бизнеса на окружающую среду 36,6% ранних и 39,4% устоявшихся предпринимателей заявили, что осуществляли действия в этом направлении. Социальный эффект беспокоит российских предпринимателей меньше, чем экологический. О наличии шагов по максимизации социального эффекта, предпринятых за последний год, заявило 30,3% ранних и 26,6% устоявшихся предпринимателей.

Олег Семененко, начальник Управления GR и работы со специальными проектами Сбербанка:

«Исследование GEM помогает держать руку на пульсе предпринимательства, отслеживать динамику предпринимательских настроений и сравнивать уровень развития малого бизнеса в различных государствах, поэтому Сбер считает поддержку этого проекта приоритетной и продолжит её осуществлять».

Похожие статьи

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ

Все больше россиян, потребителей страхования жизни и здоровья, предпочитают получать от страховщика не только денежную компенсацию при наступлении страхового случая, но…
ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Задачи устойчивого развития не теряют своей актуальности на фоне турбулентной внешнеполитической ситуации. Ежедневно применяя принципы ESG в своей деятельности, бизнес может…
МАСТЕР И СТРАХОВКА

МАСТЕР И СТРАХОВКА

Страховой Дом ВСК решает задачу повышения финансовой грамотности через ситуации, когда человек проще воспринимает информацию через занимательную форму. На небанальных примерах,…