- 16 февраля, 2024
- 46
Ивановы стали больше зарабатывать и чаще покупать продукты онлайн
В IV квартале 2023 года средняя зарплата Ивановых за квартал увеличилась на 6,2% и достигла 52,1 тыс. руб. Средний доход на члена семьи вырос на 2,1% и составил 36,7 тыс. Это данные исследования «Индекс Иванова», которое ежеквартально проводит Сбер, чтобы оценить потребительскую уверенность жителей нашей страны.
Ивановы стали более оптимистичны в оценке бизнес-перспектив своих работодателей. Доля тех, кто ожидает роста бизнеса, увеличилась за квартал на 4 п. п. и достигла 29%.
58% Ивановых относят себя к среднему классу. Это на 3 п. п. больше, чем в I квартале 2023 года, и в целом выше, чем в среднем за последние пять лет (50%). Также по сравнению с I кварталом до 11% (плюс 2 п. п.) увеличилась доля Ивановых с высокими доходами и до 31% (минус 6 п. п.) уменьшилась доля тех, кто получает низкие.
А ещё опрошенные стали активнее тратить. Совокупная доля трат в доходах увеличилась за квартал на 0,3 п. п. и достигла 95,2%. При этом доля тех, кто приобретает продукты онлайн, выросла за квартал на 2 п. п. и достигла 34%. 18% Ивановых закупили основную часть продуктов к новогоднему столу онлайн, что больше чем в какой-либо из крупных офлайн сетей. При этом доля расходов на продукты в онлайн-заказах в общих тратах стабилизировалась на уровне 16%.
Услугами страховых компаний пользовались 28% Ивановых. В среднем на покупку полиса они тратили 7,3 тыс. руб. Самыми популярными страховыми компаниями стали страховые «дочки» Сбера СберСтрахование и СберСтрахование жизни и АО «АльфаСтрахование». Их услугами соответственно пользуются 32% и 19%. Наиболее популярные страховые продукты — ОСАГО и страхование имущества (61% и 31%).
В этом исследовании была подробнее изучена тема магазинов-специалистов (в частности, ассортимент которых смещен к алкогольной продукции). Как выяснилось, 48% Ивановых специально ходят в эти магазины за алкоголем, а 29% — целенаправленно покупают продукты питания, а 23% совмещают покупки в обеих категориях. Средний Иванов, который приходит за алкоголем и заодно покупает еду, в меньшей степени обращает внимание на низкие цены на продукты (это важно для 45% опрошенных), их хорошее качество (8%) и богатый ассортимент (13%). Эти показатели оказались более весомыми для Ивановых, которые целенаправленно посещают такие магазины (65%, 37% и 28% соответственно).
Усанова Екатерина, аналитик по потребительскому сектору SberCIB Investment Research:
«В период подготовки этого исследования официальная безработица обновила минимум и составила 2,9%, а курс рубля стабилизировался. На этом фоне рынок труда оказался благоприятным для соискателей, поэтому доля Ивановых, обеспокоенных безработицей, снизилась до 26%. Это минимум за всё время исследования. А стабилизация курса рубля привела к снижению доли Ивановых, которые беспокоятся по поводу обменного курса, до 18% (в предыдущем квартале таких был 21%). Основным поводом для беспокойства Ивановых оставалось здоровье (своё и близких) — доля тех, кто отмечает этот фактор, держится на уровне 65%».
Опросы проводились с 29 ноября по 17 декабря. В них участвовало 2300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тыс. жителей.