- 30 августа, 2024
- 40
Как нейросеть помогает при обучении сотрудников? Опыт Альфа-Лизинга
В 2024 году более 40% отечественных компаний используют искусственный интеллект (ИИ) для создания обучающего контента. В ГК Альфа-Лизинг нейросеть применяется сразу в нескольких направлениях корпоративного обучения. Эмиль Джавадов, руководитель направления дистанционного обучения рассказал, как новая технология ускоряет и упрощает процесс создания базы знаний.
В основном, использование нейросети помогает при переводе очных обучающих курсов в онлайн, при подготовке визуального и текстового контента, а также при попытке разнообразить типовые тестовые задания и методы оценки их прохождения. Протестировав использование искусственного интеллекта для решения перечисленных проблем, эксперты по корпоративному обучению делятся результатами и рекомендациями по внедрению ИИ в HR-процессы.
Подготовка контента
Одной из наиболее острых проблем в корпоративном обучении остается обеспечение разнообразия программ. Например, когда сотрудники отдела обучения развития и оценки Альфа-Лизинга попытались за короткий промежуток времени разработать новую программу тренинга по лидерству, все идеи показались очевидными. К работе подключили ИИ-ассистента. Он предложил несколько концепций, основанных на последних подходах к развитию лидерских качеств. Используя эти идеи как отправную точку, удалось создать небанальный сценарий тренинга с практическими заданиями, который получил положительные отзывы участников.
Также частой трудностью стала адаптация сложных профессиональных терминов для понимания. К примеру, при разработке нового курса корпоративного обучения по 115 ФЗ РФ необходимо было сделать его доступным для восприятия, но при этом донести до обучающихся суть. С помощью нейросети сотрудники отдела дистанционного обучения переработали материал. Таким образом, итоговый курс содержал упрощенные формулировки и наглядные примеры, что помогло сотрудникам компании оперативно освоить сложные юридические аспекты в законодательстве.
Создание визуального контента для обучающих курсов тоже не типовая задача, ведь приходится тратить большое количество времени на поиск подходящих изображений для курсов, при этом большая часть из них не подходят под фирменный стиль компании и имеют авторские права, что при ограниченном бюджете является препятствием для их использования. В отделе дистанционного обучения Альфа-Лизинга при помощи ИИ время, затрачиваемое на генерацию изображений для корпоративных курсов, снизилось в 1,5-2 раза, при этом весь визуальный контент состоял из уникальных иллюстраций, точно соответствующих контексту каждого нового курса.
Перенос в онлайн
Более 80% компаний в России используют ИИ для перевода очных курсов обучения персонала в цифровой формат. Бизнес-тренеры Альфа-Лизинга при форматировании традиционного очного курса по дополнительным продуктам в онлайн-формат опасались, что интерактивность и вовлеченность сотрудников могут при этом снизиться. При помощи нейросети удалось сгенерировать новый сценарий электронного курса с интерактивными элементами и иллюстрациями. Таким образом, обучающий контент стал не только информативным, но и увлекательным, а общий уровень вовлеченности сотрудников составил 87,7%.
Однако помимо корпоративного обучения необходимо обновлять способы проверки знаний. Например, использование стандартных сценариев оценки стало причиной того, что сотрудники заранее знали, как необходимо ответить. С помощью ИИ удалось сгенерировать в 2 раза больше новых сценариев, учитывающих специфику работы каждого подразделения Альфа-Лизинга. Это позволило увеличить прозрачность оценки полученных знаний и объективно оценить уровень прохождения курсов.
Типовые тестовые вопросы – еще одна сложность в организации дистанционного обучения. Проблема в том, что обычно их подготавливают руководители подразделений с акцентом на специфику работы. Но у них не всегда есть время придумать нестандартные вопросы для проверки полученных знаний. Нейросеть справляется с этой задачей, генерируя тесты на основе общей информации. В свою очередь руководители подразделений корректируют готовую фактуру и дополняют ее в соответствии с релевантными кейсами. . После экспертной проверки и корретировки, тесты отправляются в работу.
Обработка и проверка ответов на опросы внутри компании – следующий этап работы в процессе корпоративного обучения. Классифицировать ответы после опроса необходимо, чтобы выявить ключевые тенденции и сделать это за короткий промежуток времени. Сложность в том, что ответы сотрудников обычно предоставляются в свободной форме, их много и они могут одновременно относиться к 3-4 категориям вопросов. ИИ помогает быстро классифицировать ответы по схожим блокам, что снижает трудозатраты на данную задачу на 30-40% по сравнению с обработкой результатов в ручном режиме.
Нестандартные решения
Иногда искусственный интеллект может пригодиться и в совсем неожиданных случаях. Например, HR-специалисты сталкиваются с тем, что мозговые штурмы по обновлению и расширению корпоративного обучения затягивались и теряли эффективность. Использование ИИ для генерации идей ещё до начала брейншторма помогло сократить время на встречи и увеличить их эффективность благодаря наличию “черновых” вариантов. Это особенно полезно, когда в команде люди из одного подразделения бизнеса, а важен взгляд специалистов из разных отделов. Правильно составленный запрос (промпт) к нейросети частично помогает решить данный вопрос.
Такие нестандартные подходы к использованию ИИ в корпоративном обучении демонстрируют огромный потенциал этой технологии. Они показывают, что искусственный интеллект может не только оптимизировать существующие процессы, но и открывать совершенно новые возможности для развития и обучения персонала. Учитывая стремительное развитие ИИ-технологий и их растущую доступность, неудивительно, что все больше компаний обращаются к этому инструменту для решения задач в сфере HR и корпоративного обучения.
В заключении
В 2024 году с 13% до 40% увеличилось число российских организаций, которые используют ИИ в корпоративном обучении для разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания курсов и тестов, а также для персонализации процесса обучения сотрудников. Всем ли нужен ИИ? Он необходим, если перед бизнесом стоит цель минимизировать временные издержки на рутинную или творческую работу.
Альфа-Лизинг разработал для себя такой алгоритм по внедрению нейросети в процессы корпоративного обучения:
- начать с пилотного проекта в одной области, например, с создания контента для обучения;
- обучить HR-команду работе с ИИ-инструментами. Стоит помнить, что нейросеть полностью не заменит человека, так как весь контент, сгенерированный ИИ, нужно перепроверять;
- регулярно оценивать эффективность внедрения ИИ и корректировать подходы к его применению.
Опыт Альфа-Лизинга наглядно демонстрирует, как искусственный интеллект может трансформировать корпоративное обучение, делая его более эффективным, увлекательным и персонализированным. Не стойте на месте – начните внедрять ИИ в ваши HR-процессы. Это не только сэкономит время и ресурсы, но и выведет обучение сотрудников на качественно новый уровень. Будущее корпоративного образования за инновационными технологиями, и чем раньше в компании начнут их осваивать, тем больше преимуществ получит компания в долгосрочной перспективе. Действуйте смело, экспериментируйте с ИИ и станьте лидером в области корпоративного обучения.