- 1 декабря, 2013
- 181
ОСАГО: кто защитит пешеходов?
Что для этого нужно сделать? Самое время выдвинуть наши предложения от лица всех пешеходов.
Во-первых, мы настаиваем на введении ускоренной процедуры страховых выплат за компенсацию расходов на лечение и временной нетрудоспособности, оплату медицинской экспертизы.
Во-вторых, в нынешних поправках к закону об ОСАГО необходимо решить проблему представления законными представителями интересов пешехода, получившего серьезные травмы и лишенного способности передвигаться (а ведь пострадавшие подчас не могут не только ходить, но и разговаривать). Сейчас при особо тяжелом вреде здоровью для получения выплаты необходимо через суд добиться признания пострадавшего недееспособным. И это фактически лишает пострадавшего возможности получить возмещение – как раз тогда, когда оно особенно необходимо.
В-третьих, мы предлагаем ввести норму, которая возложила бы ответственность за получение пострадавшим в ДТП пешеходом информации о полисе ОСАГО того, кто его сбил, на отделение полиции, сотрудник которого оформлял протокол о ДТП.
Увы, нередки случаи, когда виновник ДТП, совершивший наезд на пешехода, скрывается с места происшествия, никто из свидетелей номера автомобиля не запоминает, полиция не может обнаружит нарушителя. Но даже в таком случае пешеход должен иметь право на гарантированную компенсацию за ущерб для здоровья, выплаченную объединением страховщиков. Особенно остро стоит проблема для получения компенсации в связи с потерей кормильца – необходимо предусмотреть специальную процедуру, с помощью которой пострадавший мог бы получить положенную компенсацию в кратчайшие сроки.
Крайне важный момент. Все эти меры нужно закрепить в Законе об ОСАГО, а не в подзаконных актах и инструкциях. И там же нужно прописать перечень документов, которые необходимы для получения возмещения вреда, причиненного здоровью.
Еще одна проблемная зона – сумма компенсации. За рубежом размер выплат не ограничен ничем – но и страховые взносы там в разы выше. Сейчас Госдума рассматривает возможность увеличения лимита выплат за вред здоровью до 500 тыс. рублей. Также изменения в Закон предполагают переход к системе фиксированных компенсаций за каждый вид полученной травмы без предоставления подтверждающих документов. Это позволит защитить права не только пешеходов, но и всех участников дорожного движения.
И все-таки этого мало. Полис ОСАГО должен быть не только пропуском на дорогу, он должен стимулировать водителей ездить аккуратно. Увы, среди злостно нарушающих ПДД – много «рецидивистов». И такие «рецидивисты», безусловно, за ОСАГО должны платить намного, в несколько раз больше дисциплинированных водителей. Даже если речь идет о нескольких мелких авариях – сегодняшнее мелкое ДТП, совершенное по вине водителя, может завтра стать катастрофой. Статистика смертности пешеходов на дорогах в России – ужасает.
На наших дорогах гибнет около 30 тысяч человек в год, примерно третья часть из которых – пешеходы. Опыт показывает, что мотивация рублем – самая действенная в отношении наших водителей. Ездишь безалаберно? Переплачивай в разы! А если говорить об увеличении тарифа в целом, то в перспективе – это и возможность увеличения размера выплат пострадавшим.
Если эти деньги пойдут на выплаты за вред здоровью, ОСАГО будет не просто страховым продуктом, это будет гарантией того, что больше людей сможет возвращаться к полноценной жизни.
Очевидно, что за ростом стоимости полиса ОСАГО должен последовать и рост выплат со стороны страховщиков – в том числе по ущербу для жизни и здоровья. Кроме того, коэффициенты бонус-малус необходимо привязать не только к аварийности или безаварийности езды, но и к соблюдению правил дорожного движения. Для этого необходимо базы данных страховщиков (АИС ОСАГО) синхронизировать с базами данных ГИБДД по нарушению правил движения и выписанным штрафам”.