- 6 апреля, 2018
- 156
НСА: выводы по докладу ЦБ РФ могут стать базой для стратегии развития агрострахования
Президент НСА отметил своевременность выхода доклада «Предложения по развитию сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в РФ», который был выпущен регулятором финансовой отрасли в 2017 году. «Основы действующей системы агрострахования с господдержкой разрабатывались восемь лет назад, соответствующий закон вступил в силу с 2012 года, – пояснил Корней Биждов. – Сейчас идет выработка новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на следующее десятилетие, и система агрострахования должна соответствовать новым вызовам».
«За этот период, благодаря стабильности государственной поддержки в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства, отрасль АПК в России не только вышла на траекторию роста, но и существенно изменилась качественно, – прокомментировал президент НСА. – В 2017 году валовая продукция сельского хозяйства России на 1,9% превысила уровень 1990 года, в растениеводстве – на 42,2%. Агросектор в целом перестал быть убыточным, как это было до 2014 года: по оценкам ВНИИЭСХ, рентабельность отрасли по итогам 2017 года составляет 14,3%, без учета субсидий – 8,5%.
АПК стал привлекать инвестиции, возросла роль крупных холдингов, одновременно встает вопрос о дальнейшей судьбе малого и среднего фермерства, необходимости его кооперации. Агросектор ставит вопросы о развитии технологий, выборе стратегических приоритетов господдержки, расширении доступных аграриям механизмов финансовой стабилизации на случай потерь. Страхование должно учитывать эти запросы. Поэтому НСА поддерживает предложение расширить возможности страхования на условиях господдержки с учетом потребностей различных групп аграриев».
Главное изменение в системе агрострахования, которое предложено участниками обсуждения доклада Банка России, – это отказ от жесткого закрепления в законе подробных условий страховой защиты, оплату которой субсидирует аграриям государство. На уровне закона должны определяться только основные общие требования к программам страхования, а также базовые условия господдержки. Конкретные программы страхования, ориентированные на потребности аграриев, государства и страховщиков, должны утверждаться подзаконными актами. «Это предложение соответствует мировой практике систем агрострахования. Такой порядок позволит оперативно вводить новые программы с учетом возникающих потребностей агробизнеса, в то время как изменение закона занимает не менее года», – пояснил Корней Биждов.
Если это изменение будет принято, то в первую очередь аграриям могут стать доступны на условиях господдержки такие страховые программы, как страхование затрат на производство сельскохозяйственных культур, защита рисков выращивания сельхозкультур в закрытом грунте, расходов на пересев озимых и на борьбу с особо опасными болезнями животных, страхование залогового имущества. Будет востребовано сближение программ субсидируемого агрострахования со страхованием залогов при получении кредитов – условия такого страхования предлагается стандартизировать. Кроме того, появится возможность ввести особые программы страхования малых и средних фермерских хозяйств. Участники дискуссии полагают, что их страхование возможно ввести также на индексной основе и на особых условиях, позволяющих снизить расходы таких хозяйств на страхование – например, с применением коллективного страхования. Респондентами также поддержана инициатива Банка России о возможности участия обществ взаимного страхования (ОВС) в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. При этом ввиду высокой концентрации рисков в рамках ОВС предложено использовать облигаторное перестрахование рисков ОВС в государственной перестраховочной компании, а также ввести специализированную систему контроля, гарантирующую целевое использование субсидий.
Внедрение индексных программ, а также усовершенствование процедур урегулирования убытков в растениеводстве потребует и установления правового статуса методов дистанционного мониторинга – с применением космических технологий и беспилотной съемки. «Сегодня эти методы, широко применяемые в мире и уже используемые отечественными агрохолдингами, еще не имеют четко определенного правового статуса», – пояснил Корней Биждов.
«Принципиально важный блок рекомендаций касается государственной поддержки агрострахования – не только вывода страховых субсидий из состава «единой» субсидии, но и стандартизации на федеральном уровне условий ее предоставления аграриям. НСА поддерживает вывод о том, что масштабное развитие сельскохозяйственного страхования невозможно без совершенствования системы субсидирования, – подчеркнул президент НСА. – По аналогии с системой льготного кредитования агропроизводителей, страхование с господдержкой нацелено на решение общефедеральной задачи, и условия этой господдержки должны устанавливаться на федеральном уровне».