- 9 августа, 2018
- 145
Корней Биждов: аграрные союзы поддержали позицию НСА и направили в Госдуму предложения по поправкам к закону об агростраховании
«Условия агрострахования с господдержкой должны быть понятны и востребованы для сельхозпроизводителей, поэтому НСА активизирует деятельность рабочей группы с привлечением экспертов отраслевых аграрных союзов», – заявил Корней Биждов.
На 24 сентября назначено второе чтение проекта о внесении изменений в Закон №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования…», который был принят Государственной думой РФ 3 июля. В связи с этим НСА, Национальный союз свиноводов, Национальный союз зернопроизводителей, Национальный союз производителей плодов и овощей и Союз участников рынка картофеля и овощей направили совместное письмо в Комитет по аграрным вопросам Госдумы РФ, ответственный за подготовку законопроекта. В письме союзы попросили учесть их общую согласованную позицию по четырем поправкам.
Данное письмо стало результатом заседания рабочей группы, на которой были обсуждены ключевые вопросы законопроекта, отметил К. Биждов. В частности, отраслевые аграрные союзы единогласно поддержали поправку, предложенную НСА, о внесении в закон статьи о дополнительных страховых программах, по которым также может быть оказана господдержка – наряду с основной программой, условия которой прописаны в законе.
Президент НСА подчеркнул, что поправка разработана в ответ на задачи, поставленные президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром страны Дмитрием Медведевым на мероприятиях, на которых в 2018 г. обсуждался вопрос агрострахования – Совете Законодателей 27 апреля и совещании Правительства РФ 22 июня. «Президент обозначил цель повышения гибкости законодательства, премьер-министр – поручил принять меры к восстановлению охвата посевов страхованием, – отметил К. Биждов. – Но ни та, ни другая задача не будут полноценно решены, если система управления агрострахованием останется на действующем уровне. В настоящее время система агрострахования с господдержкой в силу конструкции закона фактически не может учитывать меняющиеся условия в отрасли АПК. Сейчас, например, и Краснодарский край, и Республика Бурятия вынуждены организовывать страхование урожая на одних и тех же условиях. Регионы один за другим просят учесть особенности их рисков и урожайности, что повысило бы спрос аграриев, но для каждого изменения в полисах нужно скорректировать федеральный закон, а затем подзаконную нормативную базу. Как показала практика – например, добавление риска наводнения в систему агрострахования после ЧС на Дальнем Востоке в 2013 году – внедрение изменений занимает не менее 2-3 лет. В то же время, другие страны более гибко и оперативно корректируют условия агрострахования».
Появление в законе пилотных программ облегчит задачу государству и по внедрению инноваций – таких, например, как страхование доходов аграриев, отметил президент НСА. «Опыт других стран – например, Китая – показывает, что новую программу страхования с господдержкой легче распространить на всю страну, если она была отработана в пилотном режиме, например, на нескольких регионах», – отметил он.
Инструментом для включения новых программ может стать план сельхозстрахования – документ, который утверждается ежегодно Минсельхозом РФ на основании предложений НСА и субъектов РФ на будущий год. «Этот документ должен приниматься до бюджетного процесса, соответственно, вопрос о необходимости корректировать бюджет на будущий год не будет возникать – тем более что для дополнительных страховых программ отдельного финансирования не должно требоваться, на них могут направляться средства, в целом предусмотренные на господдержку агрострахования в каждом регионе», – пояснил К. Биждов.
Еще две из предложенных поправок, согласованных союзами, касаются страхования сельхозживотных. Одна из них содержит предложение разрешить животноводческим предприятиям страховать по отдельности поголовье, размещенное на фермах в пределах одного субъекта РФ. Сейчас закон для получения господдержки требует, чтобы страховой полис был выписан в отношении всего поголовья вида животных, принадлежащих предприятию, что создает проблемы для холдингов, у которых фермы расположены в нескольких регионах. Вторая поправка затрагивает вопрос возмещения потерей предприятия в случае эпизоотий. Принятый в первом чтении законопроект включает в страховое покрытие риски ущерба предприятия от вынужденного убоя поголовья в случае распространения эпизоотий – опасных болезней животных, таких, как африканская чума свиней или птичий грипп. «Это предложение является настоящей инновацией даже для мировой практики, где этот риск обычно не покрывается страхованием или покрывается в другой конструкции, и очень важно, чтобы формулировка в законе была корректной», – пояснил президент НСА.
Четвертая поправка связана с предложением ограничить сроки уплаты первого страхового взноса для агрария при заключении договора страхования с господдержкой (в настоящее время аграрий оплачивает 50% стоимости договора, после чего обращается за субсидированием в орган АПК). «Союзы считают это неверным решением, так как принятие изложенных в текущей редакции законопроекта положений приведет к увеличению финансовой нагрузки на сельхозпроизводителей в период посевных работ. Это также лишит их возможности по соглашению со страховщиками уплачивать первый страховой взнос в рассрочку в случае нехватки текущих средств», – отметил К. Биждов.