- 26 ноября, 2020
- 125
Госдума рассмотрела Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил на пленарном заседании, что документ традиционно изучала рабочая группа, в которую вошли представители четырех Комитетов Госдумы, и в целом депутаты высоко оценили документ как отвечающий задачам сегодняшнего дня и тем задачам, которые определены для регулятора Конституцией РФ и законом "О Центральном банке Российской Федерации".
Депутаты отметили, что действия Банка России в сотрудничестве с Правительством РФ были эффективными в период пандемии. Свою эффективность показали и регуляторная, и денежно-кредитная политика Банка России, добавил Анатолий Аксаков.
"Банк России конструктивно подошел к нашим замечаниям. Действительно, основным индикатором для подготовки Основных направлений денежно-кредитной политики является уже не цена на нефть, а комбинация факторов, ключевые из которых – восстановление инвестиционного и потребительского спроса с привязкой к потенциалу экономики, к потенциалу роста. Эти изменения в документе, естественно, нас не могут не радовать", – заявил председатель Комитета.
Анатолий Аксаков указал на важность другой новации Банка России – публикацию прогноза ключевой ставки. По его словам, бизнес, исходя из этого прогноза, может более эффективно формировать свои модели и свою стратегию.
Как отметил председатель Комитета по финансовому рынку, ключевое место в проведении денежно-кредитной политики занимают банки, поскольку именно они аккумулируют огромные средства населения и предприятий, а потом трансформируют их в кредиты.
"Ситуация в банковской системе в целом выглядит вполне благополучно: активы выросли за этот год на 15%, кредиты юридическим лицам – на 14%, ипотека выросла на 17,5%. Слабый рост на 7% необеспеченных кредитов – тоже положительный фактор, поскольку мы таким образом уменьшаем закредитованность населения", – сообщил Анатолий Аксаков.
Вместе с тем, по его словам, необходимо видеть риски, с которыми сталкивается банковская система, потому что это риски и для денежно-кредитной политики.
"Прежде всего это переток средств населения из вкладов на фондовый рынок. С одной стороны, через фондовый рынок мы получаем неплохой ресурс, в том числе длинные деньги для экономики, с другой стороны, ослабляется ресурсная база кредитных организаций, а это чревато, в том числе сокращением кредитования. Этот фактор надо иметь в виду, и, очевидно, необходимо его проанализировать с точки зрения последствий для банковской системы. Если посмотреть статистику и если убрать эскроу-счета, где по закону накапливаются деньги, темпы роста вкладов фактически у нас отрицательные", – сказал Анатолий Аксаков.
"Следующий риск – это число убыточных банков. У нас их 125 на последнюю отчетную дату, это почти 34% банков. Соответственно, непонятно, как эти банки будут выходить из ситуации, в которой они находятся. Вполне возможно, что некоторые из них должны будут уйти с рынка», добавил депутат.
Анатолий Аксаков выступил с предложением о законодательном урегулировании цивилизованного выхода с рынка. "Мы серьезно работаем по ряду законов над репрессивными мерами по отношению к тем банкам, в которых велась недобросовестная политика, которая привела к банкротству. Но есть и такие кредитные организации, где добросовестные собственники хотели бы выйти из бизнеса ввиду низкой маржи, ввиду тяжести этого непростого бизнеса, и нам важно дать законодательные возможности для того, чтобы эти банки могли цивилизованно выходить из соответствующей ситуации", – заявил он.
Председатель Комитета также обратил внимание на вопросы дальнейшего применения специнструментов Банка России. "Специнструменты выполнили положительную роль. Даже в период пандемии Банк России реализовал программу по поддержке малого бизнеса. На мой взгляд, они должны фигурировать в документах Центрального банка и применяться не только в экстремальных случаях", – сказал Анатолий Аксаков.